Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Рейтингование как инструмент повышения уровня соблюдения обязательных требований объектами санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)

Авторы: 
Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Седусова Э.В.
Гигиена и санитария. – 2024. – Т. 103, № 10. – С. 1096-1104.
Ключевые слова: 
объекты контроля (надзора); риски причинения вреда; рейтингование; обязательные требования; нарушение требований

Введение. Актуальность исследования определена положениями «Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года», закрепляющими рейтингование объектов надзора в качестве средства стимулирования добросовестного поведения и механизма обеспечения открытости сведений о безопасности объекта контроля. Цель исследования – разработка методики и критериев оценки объектов, подлежащих санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), для задач их рейтингования. Материалы и методы. Подходы базировались на статистическом анализе результатов контрольно-надзорных и профилактических мероприятий и определении уровней рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям – жизни и здоровью людей. Результаты. Предложен методический инструментарий расчёта относительных коэффициентов и соответствующих им баллов, которые являются критериями рейтингования и рассчитываются с учётом фактического и потенциального риска причинения вреда здоровью. Объекты рейтингуются по величине относительного коэффициента (от низкого к высокому) и соотносятся с предложенной шкалой, позволяющей характеризовать уровень законопослушности. Объекты первого диапазона шкалы (наименьшие коэффициенты, высокий рейтинг) рассматриваются как наиболее законопослушные. Объекты четвёртого диапазона (наибольшие коэффициенты, низкий рейтинг) имеют наибольший риск причинения вреда, считаются приоритетами первого уровня и требуют максимального внимания со стороны регулятора. Ограничения исследования. Проведённое исследование ограничено в части учёта специфики выявляемых нарушений и тяжести последствий этих нарушений. Заключение. Предложенные подходы к рейтингованию как юридических лиц, так и производственных объектов одного юридического лица обеспечивают информационно-методическую поддержку требований федерального законодательства и перспектив развития государственного управления. Инструментарий делает процесс планирования гибким, позволяя управлениям Роспотребнадзора в регионах формировать планы проверок в соответствии с имеющимися ресурсами, обоснованно концентрируя усилия на наиболее проблемных объектах даже в рамках одной категории по риску причинения вреда. Рейтингование объектов для бизнеса является средством стимулирования соблюдения обязательных требований (для объектов с низким рейтингом) и возможностью демонстрации социально ответственного имиджа (для объектов с высоким рейтингом). В гражданском обществе рейтингование как средство информирования обеспечивает обоснованный выбор объектов, оказывающих услуги населению.

Год: 
2024

Вы здесь