Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Особенности индукции и регуляции иммунного ответа в условиях напряженности учебного процесса

Авторы: 
Дианова Д.Г., Ширинкина А.С., Долгих О.В., Ланин Д.В., Кириченко Л.В., Ухабов В.М.
Здоровье населения и среда обитания - ЗНиСО. – 2025. – Т. 33, № 2. – С. 37-44.
Ключевые слова: 
иммунная регуляция, напряженность учебного процесса, формальдегид, вирус Эпштейна Барр, субпопуляция лимфоцитов, иммуноглобулин

Введение. У детей среднего школьного возраста в условиях высокой интенсивности учебной деятельности, ас­социированной с латентным инфицированием и избыточным содержанием в крови низкомолекулярных химических соединений возможен дисбаланс иммунной регуляции. Цель исследования оценка особенностей иммунной регуляции у детей среднего школьного возраста в условиях повышенной напряженности учебного процесса. Материалы и методы. Группа наблюдения 43 ребенка, обучающиеся в общеобразовательной школе с углублен­ным изучением предметов; группа сравнения 93 ученика, обучающиеся в типовой средней общеобразовательной школе. Концентрация формальдегида в крови изучена методом газовой хроматографии. Методом проточной цито­метрии выполнено определение CD3+, CD3+CD16+56+, CD19+, CD8+-лимфоцитов; методом иммуноферментного анализа изучено содержание IgE общего и IgG к вирусу Эпштейна Барр; методом радиальной иммунодиффузии по Манчини концентрация IgA, IgM, IgG; аллергосорбентным методом содержания IgE специфического к формальдегиду. Результаты. В крови детей группы наблюдения превышено содержание формальдегида относительно фоновых значений и группы сравнения в 11 и 3,1 раза соответственно (р < 0,05). Установлено, что у 20 % подростков группы наблюдения увеличено содержание CD3+-, С019+-лимфоцитов и концентрация иммуноглобулинов A, G у 30 % при дефи­ците до 40 % численности NKT-лимфоцитов (р < 0,05). В группе наблюдения достоверно на 50 % повышена продукция IgG к вирусу Эпштейна Барр относительно значений в группе сравнения. Установлена связь между высоким уровнем напряженности учебного процесса и напряженностью иммунного ответа на вирусную нагрузку (OR = 6,17 95 % ДИ 1,64-11,10) на фоне одновременно развивающегося реагинового повреждения тканей (IgE общий,х2 = 4,48; Р < 0,05). Заключение. Отличительной особенностью нейрогормональной перестройки подросткового периода в условиях высокой интенсивности учебного процесса является не только избыточность стрессовой нагрузки, но и недостаточная защищенность, высокая восприимчивость организма к инфекции, что повышает риск развития состояний, сопряженных с дисбалансом индукции и регуляции иммунного ответа.

Год: 
2025

Вы здесь