Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Критерии потребительского выбора пищевой продукции в контексте анализа рисков для здоровья

Авторы: 
Лебедева-Несевря Н.А., Корнилицына М.Д., Барг А.О.
Анализ риска здоровью. – 2024. – № 3. – С. 45-54.
Ключевые слова: 
пищевая продукция, качество пищевой продукции, безопасность пищевой продукции, потребительское поведение, субъективные критерии качества и безопасности, рискогенное поведение

Обеспечение качества и безопасности пищевой продукции входит в число национальных приоритетов. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. актуализирует проблему потребления россиянами пищевой продукции с низкими потребительскими свойствами. Определение критериев потребительского выбора пищевой продукции и его влияния на риски для здоровья является целью исследования. Эмпирическая база - данные всероссийских социологических опросов (ВЦИОМ, Аналитический центр НАФИ, ФОМ, 2020-2023 гг.) и материалы фокусированных интервью с жителями российских мегаполисов (n = 26, весна 2024 г.). Цена продукта является для российского потребителя первоочередным критерием выбора. Выделены три поведенческие стратегии, базирующиеся на субъективном восприятии качества пищевой продукции и ее цены: 1) приоритет качества без ориентации на цену (характерно для потребителей среднего возраста с более высоким уровнем дохода); 2) баланс качества и цены (в том числе через ориентацию на скидки и акции в местах продажи); 3) отказ от субъективно качественных продуктов в пользу менее качественных, но дешевых (характерно для потребителей старших возрастных групп). Ориентация потребителя на цену продукта приводит к изменению структуры питания в ситуации падения доходов населения или роста цен на рынке - в частности, сокращению потребления фруктов, мяса и рыбы. Значимость вкуса продукта как критерия потребительского выбора приводит к предпочтению продуктов с низкими «объективными» потребительскими свойствами, но высокой субъективной ценностью - чипсов, сладких газированных напитков, продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров. Рискогенный потребительский выбор обусловлен также низким уровнем заинтересованности темой здорового питания и отсутствием веры в возможность получить объективную информацию. Сделан вывод о необходимости повышения ценовой доступности продуктов, субъективно оцениваемых потребителями как более качественные; интенсификации просветительской работы и формирования условий для отказа от потребления продуктов с низкой пищевой ценностью.

Год: 
2024

Вы здесь