Электронные цифровые устройства и риск нарушения функций зрительного анализатора обучающихся разных уровней образования
Проведена гигиеническая оценка использования электронных цифровых устройств во взаимосвязи с вероятностью нарушений со стороны зрительного анализатора среди обучающихся разных уровней образования. Объектом исследования являлись обучающиеся разных уровней образования (5-е классы (n = 55), 11-е классы (n = 67) школы и VI курс вуза (n = 102)). В данной работе была исследована связь нарушений со стороны зрительного анализатора и использования электронных цифровых устройств обучающимися разных уровней образования (5-й , 11-й классы, VI курс). Было проведено социологическое исследование путем группового опосредованного опроса. Специально разработанная анкета состояла из 13 вопросов. Сбор информации выполнен с помощью онлайн-ресурса – платформы Google Forms. Установлено, что обучающиеся в своей ежедневной деятельности используют смартфон (99,6 % респондентов) и / или ноутбук (83 %). Анализ продолжительности деятельности с теми или иными техническими средствами показал, что 95 % респондентов при работе с электронными цифровыми устройствами не придерживаются установленного гигиенического норматива, и время работы превышает 4 ч в день. С помощью регрессионного анализа выявлена связь между развитием миопии и одновременным использованием разных электронных цифровых устройств (R2 = 0,68; р < 0,0001). При этом вклад работы на ноутбуке в развитие нарушений зрения выше и составил 65 %, тогда как просмотр телевизора – 19 %, использование смарт-часов – 10 %. Оценка относительного риска позволила установить, что использование ноутбука (компьютера) в течение дня более 4 ч повышает вероятность развития миопии в 8,6 раза (RR = 8,6; 95 % DI = 1,4–54,9, р < 0,05). Развитие других функциональных расстройств среди школьников ассоциировано, прежде всего, с просмотром телевизора (85–89 %). Таким образом, результаты исследования уточняют сведения о связи несоответствия режима использования электронных цифровых устройств и нарушений со стороны зрительного анализатора обучающихся разного возраста и являются основанием для реализации профилактических мероприятий.