Сравнительная оценка продукции тиреотропного гормона, кортизола и серотонина как маркеров нейроэндокринной регуляции процессов адаптации к особенностям учебного процесса у мальчиков-школьников различных возрастных групп
Обучение в образовательных учреждениях связано с развитием интеллектуального, нервнопсихического и физического перенапряжения у школьников, что обусловливает формирование комплекса адаптационно-приспособительных реакций к измененным условиям внешней среды. Цель исследования: выполнить сравнительную оценку содержания тиреотропного гормона (ТТГ), кортизола и серотонина у мальчиков-учащихся средних образовательных учреждений с различной интенсивностью физической нагрузки. Материалы и методы исследования: одноцентровое одномоментное исследование с группой контроля проведено в марте – апреле 2019 г. Группы наблюдения составили 173 мальчика средней общеобразовательной кадетской школы (СОКШ), обучение в которой характеризуется более длительными и регулярными физическими нагрузками; группы контроля составили мальчики типовой средней общеобразовательной школы (СОШ) – 81 человек. С учетом возраста сформированы 4 группы наблюдения и соответствующие 4 группы контроля: группы № 1 – ученики 1-го класса; группы № 2 – ученики 4-го класса; группы № 3 – ученики 6–7-го классов; группы № 4 – ученики 9–11-го классов. Содержание кортизола, серотонина (5-НТ) и ТТГ определяли методом иммуноферментного анализа. Результаты: установлено, что средний уровень серотонина в сыворотке крови у детей групп наблюдения учеников 6–7-го и 9–11-го классов статистически значимо (р=0,002–0,003) до 1,6 раза превышал среднегрупповое содержание 5-НТ в биосредах детей соответствующих групп контроля. У всех мальчиков, обучающихся в СОКШ, статистически значимо (р=0,023–0,050) в среднем в 1,3 раза был снижен средний уровень кортизола относительно значений, полученных в группах учащихся СОШ. Обнаружено статистически значимое (р=0,036–0,050) снижение в среднем в 2 раза значений ТТГ в крови учеников начальных классов и старшеклассников кадетской школы по отношению к значениям, установленным у мальчиков соответствующих групп контроля. Заключение: полученные результаты позволили сформулировать гипотезу, что у мальчиков-школьников с высоким уровнем физической нагрузки в переходном (7 лет) и предпубертатном возрасте (11–12 лет) происходит формирование напряженности процессов адаптации, ассоциированное с дисбалансом глюкокортикоидной и серотонинергической регуляции.