Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Сравнительная оценка продукции тиреотропного гормона, кортизола и серотонина как маркеров нейроэндокринной регуляции процессов адаптации к особенностям учебного процесса у мальчиков-школьников различных возрастных групп

Авторы: 
Долгих О.В., Дианова Д.Г., Никоношина Н.А.
Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2023. – Т. 102, № 6. – С. 152-159.
Ключевые слова: 
школьники, физическая нагрузка, адаптация, кортизол, серотонин

Обу­чение в об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ни­ях свя­зано с раз­ви­ти­ем ин­теллек­ту­аль­но­го, нер­вноп­си­хичес­ко­го и фи­зичес­ко­го пе­ренап­ря­жения у школь­ни­ков, что обус­ловли­ва­ет фор­ми­рова­ние ком­плек­са адап­та­ци­он­но-прис­по­соби­тель­ных ре­ак­ций к из­ме­нен­ным ус­ло­ви­ям внеш­ней сре­ды. Цель ис­сле­дова­ния: вы­пол­нить срав­ни­тель­ную оцен­ку со­дер­жа­ния ти­ре­от­ропно­го гор­мо­на (ТТГ), кор­ти­зола и се­рото­нина у маль­чи­ков-уча­щих­ся сред­них об­ра­зова­тель­ных уч­режде­ний с раз­личной ин­тенсив­ностью фи­зичес­кой наг­рузки. Ма­тери­алы и ме­тоды ис­сле­дова­ния: од­но­цен­тро­вое од­но­момен­тное ис­сле­дова­ние с груп­пой кон­тро­ля про­веде­но в мар­те – ап­ре­ле 2019 г. Груп­пы наб­лю­дения сос­та­вили 173 маль­чи­ка сред­ней об­ще­об­ра­зова­тель­ной ка­дет­ской шко­лы (СОКШ), обу­чение в ко­торой ха­рак­те­ризу­ет­ся бо­лее дли­тель­ны­ми и ре­гуляр­ны­ми фи­зичес­ки­ми наг­рузка­ми; груп­пы кон­тро­ля сос­та­вили маль­чи­ки ти­повой сред­ней об­ще­об­ра­зова­тель­ной шко­лы (СОШ) – 81 че­ловек. С уче­том воз­раста сфор­ми­рова­ны 4 груп­пы наб­лю­дения и со­от­ветс­тву­ющие 4 груп­пы кон­тро­ля: груп­пы № 1 – уче­ники 1-го клас­са; груп­пы № 2 – уче­ники 4-го клас­са; груп­пы № 3 – уче­ники 6–7-го клас­сов; груп­пы № 4 – уче­ники 9–11-го клас­сов. Со­дер­жа­ние кор­ти­зола, се­рото­нина (5-НТ) и ТТГ оп­ре­деля­ли ме­тодом им­му­нофер­мен­тно­го ана­лиза. Ре­зуль­та­ты: ус­та­нов­ле­но, что сред­ний уро­вень се­рото­нина в сы­ворот­ке кро­ви у де­тей групп наб­лю­дения уче­ников 6–7-го и 9–11-го клас­сов ста­тис­ти­чес­ки зна­чимо (р=0,002–0,003) до 1,6 ра­за пре­вышал сред­негруп­по­вое со­дер­жа­ние 5-НТ в би­ос­ре­дах де­тей со­от­ветс­тву­ющих групп кон­тро­ля. У всех маль­чи­ков, обу­ча­ющих­ся в СОКШ, ста­тис­ти­чес­ки зна­чимо (р=0,023–0,050) в сред­нем в 1,3 ра­за был сни­жен сред­ний уро­вень кор­ти­зола от­но­ситель­но зна­чений, по­лучен­ных в груп­пах уча­щих­ся СОШ. Об­на­руже­но ста­тис­ти­чес­ки зна­чимое (р=0,036–0,050) сни­жение в сред­нем в 2 ра­за зна­чений ТТГ в кро­ви уче­ников на­чаль­ных клас­сов и стар­шеклас­сни­ков ка­дет­ской шко­лы по от­но­шению к зна­чени­ям, ус­та­нов­ленным у маль­чи­ков со­от­ветс­тву­ющих групп кон­тро­ля. Зак­лю­чение: по­лучен­ные ре­зуль­та­ты поз­во­лили сфор­му­лиро­вать ги­поте­зу, что у маль­чи­ков-школь­ни­ков с вы­соким уров­нем фи­зичес­кой наг­рузки в пе­реход­ном (7 лет) и пред­пу­бер­татном воз­расте (11–12 лет) про­ис­хо­дит фор­ми­рова­ние нап­ря­жен­ности про­цес­сов адап­та­ции, ас­со­ци­иро­ван­ное с дис­ба­лан­сом глю­кокор­ти­ко­ид­ной и се­рото­нинер­ги­чес­кой ре­гуля­ции.

Год: 
2023

Вы здесь