Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Особенности развития аллергического ринита у школьников в условиях сочетанного воздействия факторов риска

Авторы: 
Валина С.Л., Устинова О.Ю., Штина И.Е., Маклакова О.А., Ошева Л.В.
Гигиена и санитария. – 2023. – Т. 102, № 10. – С. 1087-1095.
Ключевые слова: 
аллергический ринит, образовательный процесс, питание, электронные устройства, химические соединения, физическая активность, патогенетические закономерности

Введение. Рост распространённости аллергического ринита (АР) и значимость социально-экономических потерь, связанных с реализацией лечебно-профилактических мероприятий, свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения роли экзогенных факторов в его формировании. Цель исследования — установление патогенетических особенностей формирования АР у школьников в условиях сочетанного воздействия факторов риска среды обитания. Материалы и методы. Проанализированы данные клинико-лабораторных исследований состояния здоровья, анкет и дневников питания 439 школьников с аллергопатологией, обучающихся в типовых школах и школах с углублённым изучением предметов (УИП). Оценка влияния факторов риска на клинико-лабораторные параметры выполнялась методом однофакторного логистического регрессионного моделирования зависимостей «негативное воздействие – вероятность ответа (эффект)». Идентификация ведущих факторов риска и патогенетических особенностей формирования АР осуществлялась на основании анализа доказанных причинно-следственных связей «фактор риска – лабораторный показатель – вероятность диагноза АР». Результаты. В школах с УИП выявлены более значимые нарушения гигиенических требований при организации образовательной деятельности, нерациональная структура питания, напряжённый режим использования электронных устройств. В условиях сочетанного воздействия факторов образовательного процесса, питания, окружающей среды (контаминации крови никелем, хромом, марганцем, цинком, бензолом, толуолом) и низкой физической активности вероятность развития АР в 4,2 раза выше, чем у учащихся типовых школ (OR = 4,24). Установлена причинно-следственная связь развития патологии с изучаемыми факторами и их вклад в вероятность развития риск-ассоциированного АР (12–60%). Идентифицирован перечень негативных лабораторных эффектов у учащихся с АР школ с УИП, установлена связь с действующими факторами среды обитания. На основании моделирования связи лабораторных показателей нарушения гомеостаза с развитием АР установлены патогенетические особенности формирования болезни. Ограничения исследования. Исследование выполнено с участием 439 школьников без разделения группы по полу при описании особенностей развития аллергического ринита. Заключение. Установленные ключевые патогенетические звенья развития риск-ассоциированного АР являются целевыми для гигиенических мероприятий в отношении воспитательно-образовательного процесса и качества среды обитания.

Год: 
2023

Вы здесь