Введение. По данным Всемирной организации здравоохранения, среди молодёжи особо увеличена распространённость поведенческих факторов, детерминирующих нарушения здоровья, что определяет актуальность изучения влияния ведущих социально-гигиенических, поведенческих факторов риска на качество жизни современных подростков. Материалы и методы. Проведено обследование 15-17-летних учащихся школ (n = 489) и профессионального колледжа (n = 292). Определяли индекс массы тела (ИМТ); тип пищевого поведения по опроснику DEBQ; показатели качества жизни по опроснику PedsQLTM4.0. Проведено анкетирование для выявления поведенческих факторов риска. Данные статистически обработаны. Уровень значимости различий определяли по критерию Стьюдента для параметрических признаков и U-критерия Манна-Уитни - для непараметрических. Различия считались достоверными при р < 0,001-0,05. Для установления факторов риска рассчитаны отношения шансов (ОШ). Результаты. Недостаточный уровень двигательной активности являлся приоритетным среди подростков. Определены ассоциации увеличенного объёма экранного времени с низкой физической активностью школьников (ОШ = 1,455) и учащихся колледжа (ОШ = 1,251). Распространённость курения у учащихся школ и колледжа составила 23,6 и 33,8% соответственно. Определялись компоненты нерационального питания; отмечено снижение частоты приёмов пищи по мере взросления, нарушения пищевого поведения. Дисгармоничный физический статус имели 28,5% школьников; среди учащихся колледжа нарушения массы тела встречались в 26,2% случаев. Изучение показателей качества жизни у подростков показало наиболее высокие баллы по шкале социального функционирования. Показатель итоговой оценки качества жизни составил у школьников 79 баллов, у учащихся колледжа - 73 балла. Вероятность снижения общего балла качества жизни у школьников была наиболее зависима от двигательной активности (ОШ = 1,696) и продолжительного использования гаджетов (ОШ = 1,550). В прогнозе вероятности снижения общего балла качества жизни у учащихся колледжа статистически значимыми явились недостаточная физическая активность (ОШ = 1,400) и табакокурение (ОШ = 1,615). Ограничения. Исследование ограничено изучением влияния ведущих социально-гигиенических, поведенческих факторов риска на качество жизни школьников и учащихся колледжей. Заключение. Необходимы дальнейшие исследования по выявлению причинно-следственных связей между социально-гигиеническими, поведенческими факторами риска и показателями качества жизни подростков с учётом активного внедрения в систему образования в школах и профессиональных колледжах современных форм обучения.