Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Особенности формирования нарушений осанки у детей в период школьного обучения

Авторы: 
Маклакова О.А., Вандышева А.Ю., Штина И.Е., Валина С.Л.
Гигиена и санитария. – 2022. – Т. 101, № 6. – С. 655-661.
Ключевые слова: 
школьники; нарушения осанки; сколиоз; компьютерная оптическая топография; денситометрия; биоимпедансное исследование

Введение. В структуре школьной заболеваемости патология опорно-двигательного аппарата стабильно занимает ведущие позиции. Цель исследования – изучение особенностей развития нарушений осанки у школьников в разные периоды школьного образования. Материалы и методы. Проведено клиническое обследование 72 младших школьников (средний возраст 8,19 ± 0,32 года), 87 учащихся основной школы (12,94 ± 0,24 года), 54 старшеклассников (16,65 ± 0,21 года). Состояние костно-мышечной системы оценивалось по данным врачебного осмотра, результатам лабораторной (фосфорно-кальциевый обмен) и функциональной диагностики (метод КОМОТ, ультразвуковая остеоденситометрия, биоимпедансный анализ состава тела). Результаты. Патология опорно-двигательного аппарата встречалась у 77–83,3% школьников и проявлялась у каждого второго ученика начальной и основной школы деформирующей дорсопатией, а у каждого второго старшеклассника – сколиозом, при этом вероятность развития сколиоза в старших классах была выше до 5,9 раза. У младших школьников преимущественно развивались ротированная осанка (28,4%) и вогнутая спина (11,1%), сопровождающиеся снижением фазового угла, доли активной мышечной массы и развитием остеопении в ¼ случаев. В средних классах у 16,1–26,1% детей встречались ротированная осанка, круглая, сутулая спина, у 57,9% школьников было выявлено снижение ионизированного кальция в крови, у 28% – развитие остеопении и снижение доли тощей массы. У старшеклассников развитие сколиоза (51,9%) и кругло-вогнутой спины (24,1%) сопровождались снижением содержания фосфора, щелочной фосфатазы, развитием выраженной остеопении (18,4% случаев) и уменьшением доли минеральной массы. Вероятность формирования трёхплоскостных нарушений осанки у подростков выпускных классов выше до 3,3 раза. Ограничения исследования. Результаты исследований могут быть экстраполированы только на популяцию детей обоих полов в возрасте 7–17 лет. Заключение. Выявленные особенности развития нарушений осанки у детей могут быть использованы при реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях, для усовершенствования гигиенических и учебно-организационных подходов к условиям школьного обучения.

Год: 
2022

Вы здесь