Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Сценарное прогнозирование шумовой нагрузки в задачах пространственного городского планирования и застройки

Авторы: 
Май И.В., Кошурников Д.Н.
Вестник ПНИПУ. Прикладная экология. Урбанистика. – 2021. – № 1. – С. 46-57.
Ключевые слова: 
урбанизированные территории, акустический расчет, оценка экспозиции, 3D-моделирование, оценка риска от шума

Цель исследования состояла в текущей и прогностической оценке риска здоровью городского населения в условиях зашумления территории транспортными потоками на участке пересечения центральных автотранспортных магистралей крупного города. Акустическое моделирование выполнено с применением расчетной программы «Эколог-ШУМ» (вер. 2.4), результаты визуализированы с использованием программы ArcGIS 9.3 (на основе модуля 3D Analyst). Основой акустических расчетов явилась база данных об источниках транспортного шума на 2000 участках улично-дорожной сети. Акустические характеристики приняты согласно интенсивности и структуре потоков. В рамках моделирования учтено формирование новых участков дорог. Расчеты акустической экспозиции на исследуемой территории выполнены с учетом сложившейся градостроительной обстановки - сценарий № 1 (жилая застройка высотой 5-14 этажей) и перспективы нового жилищного строительства - сценарий № 2 (жилая застройка высотой 14-30 этажей). Выполнена верификация расчетных данных результатами инструментальных исследований на участках автодорог и в зонах акустической тишины с учетом вклада железнодорожного и воздушного транспорта. Для задач оценки ожидаемого риска нарушений здоровья жителей, проживающих на прилегающей и исследуемой территории, рассчитан уровень совокупной средневзвешенной экспозиции шума на существующее положение и перспективу нового жилищного строительства. Сформированы карты риска исследуемой территории. По результатам оценки риска установлено, что неприемлемый уровень риска воздействия автотранспортного шума в виде приведенного индекса риска здоровью (>0,6) формировался вдоль рассмотренных автомагистралей с интенсивностью порядка 2,5 тыс. автомобилей в час в периоды пиковой нагрузки, а также на отдельных участках в границах планируемого жилищного строительства за счет многократных отражений звуковых волн внутри многоэтажной застройки. По результатам исследования рекомендован ряд мероприятий, направленных на снижение уровней риска, обусловленных транспортным шумом.

Год: 
2021

Вы здесь