Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Оценка адаптационных возможностей младших школьников, обучающихся в различных образовательных организациях

Авторы: 
Маклакова О.А., Эйсфельд Д.А., Зайцева Н.В.
Гигиена и санитария. – 2021. – Т. 100, № 5. – С. 495-500.
Ключевые слова: 
младшие школьники, учебно-воспитательный процесс, напряжённость учебной деятельности, адаптация

Введение. Инновационное обучение сопровождается интенсификацией образовательного процесса и возрастанием учебных нагрузок, что приводит к напряжению адаптационных систем организма, особенно в младшем школьном возрасте. Цель исследования – оценка особенностей адаптационных возможностей младших школьников при различных типах учебно-воспитательного процесса. Материалы и методы. Для изучения особенностей адаптационных возможностей младших школьников проведено клиническое обследование 183 детей (51,4% мальчиков и 48,6% девочек, средний возраст 9,51 ± 0,17 года), обучающихся на начальном уровне в лицее (группа А), школе с углублённым изучением предметов физико-математического цикла (группа Б) и средней общеобразовательной школе (группа В). В образовательных учреждениях выполнен анализ напряжённости учебной деятельности. Оценка адаптационных возможностей детей проводилась по функциональным показателям сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы и уровню катехоламинов в крови. Результаты. Для общеобразовательных учреждений начального уровня характерно увеличение напряжённости учебной деятельности. Установлено, что у младших школьников лицея до 1,5 раза выше интеллектуальные и сенсорные нагрузки; в школе с углублённым изучением физико-математических предметов в 1,3–1,4 раза выше монотонность учебных нагрузок; в общеобразовательной школе выше до 1,8 раза эмоциональные нагрузки. У ⅔ младших школьников отмечается напряжение функциональных резервов сердечно-сосудистой системы, обусловленное увеличением продолжительности учебных нагрузок. У 36% учеников начальной школы с углублённым изучением физико-математических предметов развивается напряжение адаптационных механизмов, связанное с монотонностью учебных нагрузок, сопровождающееся снижением уровня норадреналина в крови. Риск развития напряжения механизмов адаптации выше до 4,9 раза у детей в школе с углублённым изучением физико-математических предметов. У 48,5–56,7% учащихся лицея и общеобразовательной школы возникает вегетативный дисбаланс, проявляющийся активацией адаптационно-трофического влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и связанный с продолжительностью учебной деятельности. Заключение. Увеличение интенсивности учебного процесса приводит к нарушению компенсаторно-приспособительных механизмов у младших школьников.

Год: 
2021

Вы здесь