Особенности физической активности и школьной тревожности у учащихся средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью школьной тревожности в формировании психосоматических заболеваний и нервных расстройств. Выявление факторов риска повышения тревожности, одним из которых является низкая физическая активность, важно для своевременной организации профилактических мероприятий. Цель исследования. Оценить особенности физической активности и школьной тревожности у учащихся средней общеобразовательной школы и кадетского корпуса. Материалы и методы. Группу наблюдения составили 47 мальчиков в возрасте 13–16 лет, обучающихся в средней общеобразовательной школе (СОШ), группу сравнения – 140 воспитанников кадетского корпуса (КК). Оценка физической активности выполнена на основании анализа реализации физического воспитания в образовательных организациях и результатов опроса, проведённого с помощью авторской анкеты. Выполнено сравнение параметров биоимпедансного анализа (БИА) состава тела, содержания кортизола и серотонина в сыворотке крови, показателей теста школьной тревожности Филлипса. Результаты. Физическая активность в системе школьной деятельности ограничивается 3 часами в неделю; в системе дополнительного образования только 14,9 % школьников посвящают занятиям спорту 6–8 часов в неделю, что в 3 раза меньше, чем в группе сравнения (46,4 %). У учащихся СОШ в сравнении с воспитанниками КК выявлены более низкие значения показателей физической активности и компонентного состава тела (р = 0,015–0,038). У школьников выявлено в 1,4 раза более высокое содержание кортизола в сыворотке крови и более низкое (в 1,2 раза) – серотонина (р = 0,001–0,037). У учащихся СОШ в 1,9–3,9 раза статистически значимо чаще регистрировали повышенные значения следующих факторов: общая тревожность в школе; фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; проблемы и страхи в отношениях с преподавателями; общая тревожность. Установлены разнонаправленные связи слабой и умеренной силы между периодичностью и продолжительностью занятиями физкультуры, параметрами БИА, содержанием кортизола и факторами школьной тревожности. Заключение. Значения факторов школьной тревожности у учащихся СОШ выше, чем у воспитанников КК и, возможно, связаны с нерегулярностью, относительно низкой продолжительностью физической активности и степенью развития метаболически активных тканей.