Выбран язык:  
10-летие науки и технологии Переезд

Исследование содержания химических веществ в воздухе учебных помещений с оценкой уровня накопления ксенобиотиков в крови учащихся

Авторы: 
Уланова Т.С., Нурисламова Т.В., Карнажицкая Т.Д., Попова Н.А., Мальцева О.А., Чинько Т.В., Пермякова Т.С.
Здоровье населения и среда обитания. – 2019. – № 12. – С. 15-19.
Ключевые слова: 
скрининговые исследования. атмосферный воздух. воздух учебных помещений, токсичные органические соединения, биологические среды

Анализ многокомпонентного химического состава атмосферного воздуха и воздуха жилых и общественных помещений, в том числе воздуха внутри помещений школьных учреждений, является актуальной задачей современных гигиенических исследований качества среды обитания и оценки риска неблагоприятного воздействия вредных химических соединений на состояние здоровья. Приоритетными источниками загрязнения воздуха внутри учебных помещений являются отделочные материалы (линолеум, обои, лаки, краски и т. д.) и выделения мономеров из мебели, изготовленной из древесно-стружечных плит, обработанных полимерными смолами. Представлены результаты скрининговых исследований содержания токсичных органических соединений (фенол, формальдегид, бензол, толуол, этилбензол и ксилолы) в воздухе учебных помещений и атмосферном воздухе на территории образовательных учреждений, расположенных в условиях различной экологической нагрузки (условные территории наблюдения и сравнения). Для оценки химической нагрузки выполнены исследования по содержанию изучаемых соединений в крови учащихся образовательных учреждений территории наблюдения и сравнения. Анализ биосред учащихся проводился параллельно с исследованием воздуха помещений и атмосферного воздуха на территориях образовательных учреждений. Всего обследовано 424 ребенка, из них 231 ученик из начальных, средних и старших классов образовательного учреждения г. Перми (территория наблюдения) и 193 ученика с 1 по 11 класс образовательного учреждения г. Кунгур (территория сравнения). Установлено, что среднесуточные концентрации фенола и формальдегида в воздухе учебных помещений на территории наблюдения в 2,4 и 5,6 раза достоверно выше (р < 0,05), чем на территории сравнения. В атмосферном воздухе установлены более высокие концентрации фенола и формальдегида на территории наблюдения относительно территории сравнения в 2,6 и 3,7 раза соответственно. Анализ химических соединений в крови учащихся начальных, средних и старших классов на территории наблюдения показал достоверно более высокое содержание фенола, бензола и толуола (р < 0,05) соответственно в 1,5; 1,1 и 1,2 раза. Среднегрупповая концентрация формальдегида в крови достоверно выше (р < 0,05) определена у детей на территории сравнения в 1,3 раза. По содержанию ксилола и этилбензола в крови учащихся не установлено достоверных различий между группами сравнения и наблюдения (р < 0,05). В крови учащихся идентифицированы органические соединения в концентрациях, свидетельствующих о наличии внешних источников поступления токсикантов в организм.

Год: 
2019

Вы здесь