Гигиеническая оценка образовательного процесса в средней общеобразовательной организации
Вы здесь
Представлены результаты анализа организации образовательного процесса в одном из городских общеобразовательных учреждений. Образовательный процесс в наблюдаемой общеобразовательной организации, как в начальной (у первоклассников), так и в средней (у пятиклассников) школе не отвечает гигиеническим требованиям. В расписании уроков не учтены физиологические особенности в части недельной и суточной динамики умственной работоспособности, а также потребности детей в движении. Суммарная часовая нагрузка с учетом факультативных занятий во всех первых классах превышает допустимую величину, без факультативов – превышение сохраняется в 50% классов школы, что характеризует условия и режим обучения как «опасные» для здоровья.
Комментарии - 5
Уважаемая Дарья Николаевна, добрый день! Целью исследования, кроме гигиенической оценки образовательного процесса, является разработка рекомендаций по его оптимизации. Какие направления оптимизации учебного процесса с позиции сохранения здоровья обучающихся в условиях интенсификации образовательного процесса будут предложены?
Уважаемая Светлана Леонидовна!
Для сохранения здоровья обучающихся и минимизации риска развития школьно-обусловленных заболеваний могут быть рекомендованы как гигиенические, так и педагогические здоровьесберегающие технологии. Среди педагогических, например, модульный принцип составления расписания, технология разноуровневого обучения, сенсорно-развивающая среда. Среди гигиенических - контроль гигиенических требований к организации образовательной деятельности, достаточности двигательной активности и внедрение оздоровительных мероприятий.
Дарья Николаевна, благодарю за исчерпывающий ответ.
Добрый день, спасибо за интересный доклад. Подскажите пожалуйста, формирование каких нарушений здоровья по вашему мнению могут развиться у обследованных вами учащихся.
Заранее спасибо.
Уважаемый Кирилл Сергеевич!
Действительно, нарушение гигиенических требований к организации образовательного процесса и напряженный характер учебной деятельности может стать предпосылкой для переутомления (перенапряжения), истощения резервных возможностей организма и развития целого ряда заболеваний. В обследованной нами группе учащихся приоритетными нарушениями стали болезни косно-мышечной системы (более 50% случаев), болезни органов пищеварения и болезни глаз. (В настоящей статье опубликована часть работы. Результаты оценки состояния здоровья описаны ранее, с ними можете ознакомиться здесь https://fcrisk.ru/forums/node/824).