Динамика заболеваемости обучающихся в общеобразовательных организациях за период обучения в начальной школе
Вы здесь
Объект исследования – обучающиеся средних общеобразовательных организаций, состояние здоровье школьников.
Цель – оценить динамику состояния здоровья детей в образовательных организациях за период обучения в начальной школе.
Материалы и методы. Проанализированы официальные статистические данные заболеваемости. Проведено ретроспективное исследование по изучению состояния здоровья детей до поступления в школу, после первого класса и после пятого класса обучения. В выборку включены обучающиеся двух городских СОШ одинаковых по реализуемым образовательным программам, и не имеющих за последние годы предписаний по причине нарушения санитарного законодательства.
Результаты исследований. По данным официальной статистики первое место в структуре заболеваемости пермских детей по результатам диспансерного наблюдения занимают болезни глаз и его придаточного аппарата (15 %). В ходе углубленного анализа состояния здоровья за период обучения в начальной школе установлено, что во все возрастные периоды ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы (нарушения осанки, плоскостопие), на их долю приходится 50–51 % всех случаев заболеваний; при этом увеличивается распространенность функциональных отклонений (на 18 %). Растет распространенность нарушений функций и хронических заболеваний пищеварительной системы (в 3,4 раза) и болезней глаза и его придаточного аппарата (миопия, спазм аккомодации) (в 2,3–3 раза). В виду того, что к пятому классу формируются так называемые школьно-обусловленные заболевания, необходимо обратить внимание на реализацию в образовательных организациях здоровьесберегающих технологий с целью их оптимизации.
Комментарии - 8
Уважаемые коллеги!
Спасибо за интересный и актуальный доклад!
Как Вы считаете с чем может быть связано снижение, по сравнению с периодом перед поступлением в школу, распространенности хронических заболеваний среди анализируемой выборки детей ?
Уважаемая, Надежда Викторовна!
В ходе анализа материалов выявленная положительная динамика распространенности хронических заболеваний среди детей побудила к поиску причин ее обуславливающих. Как оказалось, происходит сокращение случаев зарегистрированных диагнозов по классу болезней костно-мышечной системы. Показатель заболеваемости снижается в 3 раза. Литературные данные свидетельствуют о подобной динамике и в других регионах. Объясняя это тем, что у некоторых детей происходит замедленное, но правильное формирование свода стоп, поэтому в старшем возрасте был снят диагноз плоскостопие.
Благодарю за интерес к нашей работе!
Уважаемые авторы! Спасибо за исчерпывающий анализ материала. Скажите, пожалуйста, какие виды здоровьесберегающих технологий, в дополнение к уже существующим и применяемым, могут быть использованы для снижения уровня школьно-обусловленных заболеваний выделенных вами классов? Изучалось ли влияние факторов образа жизни на формирование приоритетных классов патологий? Спасибо.
Уважаемая, Анна Александровна!
В настоящее время, действительно, хорошо разработаны базовые представления о здоровьесберегающих технологиях. Вместе с тем, остаются сложности в их фактической реализации на местах (в каждой отдельной школе, классе). Слабыми аспектами являются - организация питания школьников (уже в начальной школе), организация рабочего места обучающегося (в том числе площадь на одного ребенка) и искусственное освещение. Другими словами, принципиально новых гигиенических технологий, направленных на сохранение здоровья детей, пока нет.
Факторы образа жизни в данной выборке не изучали.
Спасибо за вопросы!
Спасибо за ответ! Успехов вам в развитии столь актуальной темы.
Уважаемые авторы, спасибо за освещение столь актуальной темы! Может быть вам встречались в теории или на практике данные о влиянии наполняемости классов на здоровье школьников?
Уважаемая, Анастасия Александровна!
Известно, что переуплотнение детских коллективов является фактором риска в развитии острой заболеваемости. В свете последних событий (неблагоприятная эпидемическая ситуация по COVID-19), проблема наполняемости классов приобретает особую актуальность. Работы по данному направлению можете посмотреть здесь:
- https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-uchaschihsya-obsch...
- http://schoolshealth.ru/arxiv.html
Добавлю, что кроме здоровья, наполняемость классов может оказывать влияние и на успешность обучения и освоения образовательной программы детьми.
Благодарю за вопрос!
Благодарю всех за проявленный интерес к нашей работе! Спасибо!
С уважением ДН Лир