Динамика вариабельности ритма сердца после пробы с дозированной физической нагрузкой у детей младшего школьного возраста
Вы здесь
Изучены параметры вариабельности ритма сердца (ВРС) у детей младшего школьного возраста в состоянии покоя и после выполнения пробы с дозированной физической нагрузкой. Было обследовано 100 школьников. Для получения значений параметров ВРС у детей в состоянии покоя проводили запись кардиоритмограмм c измерением продолжительности кардиоциклов. В покое параметры ВРС обследованных детей указывали на симпатиконию. Значение индекса напряжения регуляторных систем после пробы с физической нагрузкой достоверно возрастало и указывало на возрастание активности симпатического звена вегетативной регуляции. Данные, полученные в работе, указывают на несбалансированность и высокий разброс симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца детей младшего школьного возраста.
Комментарии - 12
Добрый день, Александр Алексеевич!
Поясните, пожалуйста, верно ли, что среди обследованных детей не было ни одного ребенка в исходной ваготонией и эйтонией?
Чем обусловлен выбор данной возрастной категории и возрастного размаха? Первоклассники (дети 7 лет) находятся в стадии адаптации к новым учебным условиям, дети 11 лет вступают в препубертатный период, что могло повлиять на результаты исследования.
Активация симпатических влияний на физическую нагрузку является закономерной физиологической реакцией. Не исследовали ли Вы процент прироста ЧСС и изменения параметров вариабельности ритма сердца с учетом пола, возраста и физической подготовки, что бы оценить степень изменения параметров, характеризующих активность симпатического отдела ВНС, на стресс (физическую нагрузку).
Доброго времени суток, уважаемая Ирина Евгеньевна! Среди обследованных детей были отдельные индивидуумы, имевшие исходную эйтонию. Выбор данной возрастной категории и возрастного размаха обусловлен некоторой скудостью и высокой вариабельностью доступных конкретных данных об изученных параметрах у указанных возрастных категорий.
Эта конкретная работа носит концептуальный характер и предполагает необходимость дальнейших исследований в обозначенном направлении с углублением используемых подходов и детальным сбором статистических данных, а также дальнейшей их глубокой систематизацией.
Изменения параметров вариабельности ритма сердца с учетом пола, возраста, физической подготовки, питания, а также психологического состояния на момент обследования, семейной ситуации, особенностей неврологического развития каждого конкретного ребёнка в ретроспективном ключе и локальных стрессовых нагрузок в присутствии медицинского персонала могут быть следующим этапом либо этапами научной работы на данном направлении.
Уважаемый, Александр Алексеевич. В проведенном Вам исследовании выявлена несбалансированность и высокий разброс симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца у детей младшего школьного возраста. Скажите, чем обусловлены данные отклонения у детей именно младшего школьного возраста? Какие нарушения мы может ожидать у детей других возрастных групп?
Многоуважаемый Константин Петрович! Несбалансированность и высокий разброс симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца у детей младшего школьного возраста с большой долей вероятности обусловлены степенями физиологической и психологической нагрузки на обследованных детей на момент проведения обследования. Наличия сходных нарушений, выраженных в разной степени, мы можем ожидать и у детей других возрастных групп. Данная работа носит концептуальный характер, подтверждает и предпологает необходимость дальнейших исследований в данном направлении с углублением используемых подходов и детальным сбором статистических данных, а также дальнейшей их систематизацией.
Уважаемый Александр Алексеевич, должны ли мы по вашему мнению направить таких детей ( с несбалансированностью и высоким разброс симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца) на консультацию неврологу, кардиологу, требуется ли динамический контроль данного исследования или мы можем все-таки рассматривать эти изменения в рамках физиологических?
Уважаемая Лариса Викторовна, добрый день. При выявлении несбалансированности и высого разброса симпатических и парасимпатических влияний на ритм сердца в сочетании с другими соответствующими показаниями - консультации невролога и кардиолога могут быть рекомендованы. При отсутствии показаний к консультации специалистов можно рекомендовать динамический контроль показателей ВРС и соотнесение их со степенями физиологической и психологической нагрузкой индивидуальных пациентов на момент обследования.
Уважаемый Александр Алексеевич, спасибо за интересный доклад!
Планируется ли проведение подобного исследования с детьми 11-17 лет?
Уважаемый Дмитрий Расулевич, спасибо за проявленный интерес!
При должной подготовке провести подобное исследование у детей в возрастной группе 11-17 лет вполне возможно и даже необходимо, с учетом некоторой скудности литературных данных в этом направлении.
Таким образом, это может стать одним из дальнейших направлений работы.
Александр Алексеевич, спасибо за актуальный доклад! Скажите, пожалуйста, какой из использованных в работе показателей ВРС, с Вашей точки зрения, является наиболее информативным для оценки дисфункции ВНС?
Многоуважаемый Александр Евгеньевич, благодарю за проявленный интерес. Наиболее информативным из использованных показателей является индекс напряжения, указывающий на степень выраженности влияний симпатического звена ВНС.
Уважаемый Александр Алексеевич, спасибо за интересную статью! В вашей работе использовалась стандартная методика изучения вариабельности ритма сердца или она была каким-то образом модифицирована?
Уважаемый Алексей Александрович, благодарю за вопрос! В работе использована стандартная методика изучения вариабельности ритма сердца с модификацией в виде пробы с физической нагрузкой.