— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Особенности образа жизни и самочувствия студентов Воронежской области до и после режимов самоизоляции, связанной с новой коронавирусной инфекцией COVID-19

Вы здесь

Аннотация: 

Образ жизни и самочувствие студентов до и после периодов самоизоляции, связанной с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 изучено недостаточно. Цель работы – сравнить самочувствие и факторы образа жизни студентов Воронежской области до и после режимов самоизоляции из-за пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. Объектом исследования являлись студенты очного обучения Воронежского государственного педагогического университета.

Проведено два онлайн-опроса: первый проводился в марте 2020 года до начала самоизоляции студентов, второй – в марте 2021 года после двух периодов самоизоляции. В первом опросе приняли участие 185 респондентов, во втором – 281 студент Воронежского государственного педагогического университета. В опросе участвовали студенты разных курсов и факультетов. В вузе преобладали обучающиеся женского пола. При анкетировании использована онлайн-анкета с закрытыми формализованными ответами, направленными на выявление негативных факторов образа жизни и жалоб на состояние здоровья.

Результаты исследования особенностей образа жизни студентов до и после периодов самоизоляции с активным использованием электронных средств показали снижение, по сравнению с рекомендуемыми показателями, у значительной части молодежи продолжительности ночного сна, прогулок, двигательной активности, увеличение времени использования электронных устройств, особенно вне вуза, ежедневное длительное применение наушников. После периодов изоляции практически на 10 % уменьшилось количество студентов, имеющих нормальное зрение, у половины заподозрен компьютерный зрительный синдром, каждый десятый студент отмечал дискомфорт при использовании наушников. Склонность к формированию информационной зависимости (ИЗ) отмечалась почти у каждого второго студента, а выраженный паттерн ИЗ почти у каждого шестого до самоизоляции и у каждого восьмого после самоизоляции.

Цифровизация высшего образования должна быть направлена на улучшение организации учебного процесса и рациональное составление расписания, включать психолого-педагогическую поддержку.

Ключевые слова: 
гигиена, студенты, COVID-19, особенности образа жизни, жалобы на состояние здоровья, профилактические мероприятия
Комментарии - 10

Добрый день, Мария Георгиевна, спасибо за интересный доклад!
Выявились ли какие-то закономерности у студентов с разных курсов, поскольку учебная загруженность может различаться?
Проводили ли сравнительный анализ полученных вами результатов с аналогичными исследованиями студентов из других городов?

Добрый день, Ксения Олеговна, благодарю за вопрос!
В данном исследовании не были выявлены закономерности и статистические значимые различия у студентов разных курсов в сравниваемых группах.
Сравнительный анализ данных данного исследования с аналогичными исследованиями студентов из других городов не проводился.
Однако анализ литературы показывает, что имеется статья, в которой проводилось сравнение студентов разных вузов в период после самоизоляции (Рапопорт И.К., Лапонова Е.Д., Гудинова Ж.В., Соколова Н.В., Тикашкина О.В., Васьковская Ю.С. Особенности жизнедеятельности и самочувствие студентов в цифровой среде. Гигиена и санитария. 2022;101(3):323-330. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-3-323-330)
Сравнение самочувствия и образа жизни студентов до наступления новой коронавирусной инфекции COVID-19 и после периодов самоизоляции проведено нами впервые.

Мария Георгиевна, добрый день! Благодарю за доклад, в вашем докладе говорится, что после возвращения к очному обучению ухудшение самочувствия испытывали почти 20% студентов, с чем это могло быть связано, помимо нарушения сна и страхов контрольных работ? И по какой причине могло произойти такое кардинальное изменение отношения у студентов к контрольным и проверочным работам, что страх перед ними возрос с 0 до 40%?

Добрый день, Алиса Сергеевна, спасибо большое за вопрос!
Ухудшение самочувствия после возвращения к очному обучение может быть связано с тем, что студент переболел COVID-19, тревогой, связанной со страхом заболеть самому или близким, перенастройкой биологических ритмов, эмоциональным дискомфортом и переживаниями перед зачетами и экзаменами в традиционном формате, долгим отсутствием личного общения с преподавателем.
Кардинальное изменение отношения у студентов к контрольным и проверочным работам связано с привыканием сдавать зачеты в дистанционного формата без очного контроля преподавателя, когда можно подглядеть или списать.

Уважаемая Мария Георгиевна, спасибо за интересное исследование.
Скажите пожалуйста, были ли разработаны и представлены студентам какие-то рекомендации по результатам проведенной работы?

Кристина Владимировна, спасибо за вопрос и проявленный интерес к работе!
Результаты данного исследования были представлены администрации вуза, практические рекомендации готовятся для студентов совместно с ответственными за здоровьесбережение обучающихся в образовательной организации.

Добрый день! Не было ли среди ваших респондентов студентов-волонтеров во время периода изоляции? Как на их здоровье и самочувствие повлияла эпидемия коронавируса?

Добрый день Татьяна Владимировна, спасибо за вопрос! Мы не выделяли группу волонтеров в нашем исследовании, в инструмент оценки (онлайн анкету) не входил вопрос о волонтерской деятельности.

Добрый день, Мария Георгиевна! Спасибо за интересный доклад на актуальную тему. Вопросы: не планируете ли Вы в дальнейшем изучить долю влияния отдельных компонентов образа жизни на состояние здоровья студентов в результате изоляции в период пандемии. Судя по материалам исследования, такой фактор риска, как нерациональное пользование гаджетами, занимает ведущее место. В связи с этим, предлагались ли меры коррекции по устранению последствий негативного воздействия на студентов после пандемии? Благодарю за ответы.

Добрый вечер, Евгений Валериевич, спасибо за вопрос!
Да, мы планируем дальнейшее изучение отдельных компонентов образа жизни, особенно факторов цифровой среды, и как они влияет на состояние здоровья. В вузе проводились профилактические беседы со студентами.
В данный момент мы готовим совместно с ответственными за здоровьесберегающую деятельность в образовательной организации профилактические рекомендации, включающие комплексный и систематический подход к сохранению и укреплению здоровья студенческой молодёжи.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.