— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Патологическая пораженность учащихся средних общеобразовательных школ и факторы образовательного процесса, влияющие на состояние здоровья

Вы здесь

Аннотация: 

Интенсификация образовательного процесса и обусловленные им особенности образа жизни школьников способствуют формированию функциональных расстройств органов и систем, а также хронической патологии. Надлежащий контроль за параметрами образовательной среды и направленность образовательного процесса на оздоровление с момента начала обучения помогут снизить риски заболеваемости у школьников.

Цель исследования: проанализировать патологическую пораженность по результатам углубленных медицинских осмотров учащихся начальной, основной и средней школы. Проведено комплексное клинико-лабораторное и инструментальное обследование 498 детей и выполнен расчет показателя патологической пораженности. Группу наблюдения № 1 составили 132 учащихся 2–4 классов начальной школы, группу наблюдения № 2 – 257 учащихся 5–9 классов основной школы, группа наблюдения № 3 – 109 учащихся 10–11 классов средней школы.

Оценка организации образовательного процесса установила наличие дефицита площади образовательной организации на одного учащегося, недостаточную продолжительность малых и нерациональную организацию больших перемен, отсутствие регламентированного перерыва между сменами и факультативными занятиями, увеличение как дневной, так и недельной аудиторной нагрузки у учащихся начальной, основной и средней школы. В структуре патологической пораженности у учеников во всех трех группах наблюдения преобладали: болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (705–917 ‰), болезни эндокринной системы (689–807 ‰) и болезни органов пищеварения (725–765 ‰). За периоды обучения от начальной школы к основной и от основной школы к средней установлено достоверное увеличение случаев болезней костно-мышечной системы (в 1,2 и 1,3 раза), глаза и его придаточного аппарата (в 1,7 и 1,9 раза). От основной школы к средней отмечен рост случаев эндокринной патологии в 1,2 раза. Вклад факторов образовательного процесса в вероятность формирования заболевания обучающихся достигал 70 %.

Ключевые слова: 
учащиеся, образовательный процесс, патологическая пораженность
Комментарии - 11

Добрый день уважаемые авторы! Ваша статья несомненно представляет интерес как для практиков, так и научных работников. Спасибо вам за предоставленную возможность ознакомиться с ней. Не смогли бы вы ответить на следующий вопрос: каким статистическим методом рассчитан вами вклад факторов образовательного процесса в вероятность формирования заболевания обучающихся, составивший 70 %?
Спасибо!

Добрый день, уважаемый Евгений Валерьевич! Спасибо за положительный отзыв. В данной работе вклад факторов рассчитан методом логистических регрессий (R2), включая многофакторные регрессии. Максимальное значение R2 (0,70) получено при анализе влияния нескольких факторов образовательного процесса на болезни глаза и отдельно на некоторые нозологические формы (головные боли напряжения, миопия, дорсопатии).

Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарю за ваше сообщение на актуальную тему в современной обработке.
Уточните, пожалуйста, несколько вопросов:
1. Какова численность выборки, включенной в исследование?
2. Отличается ли структура патологической пораженности, обозначенной в исследовании, от таковой в городе (или ПК, РФ)?
3. Какие из выявленных нарушений будут иметь большее значение для обучающихся отдельных возрастных групп?
4. Правильно ли следует понимать, что сокращение площади на 1 обучающегося не обуславливает развитие негативных ответов?
Спасибо!

Добрый день, уважаемая Дарья Николаева! Спасибо за проявленный интерес к нашей работе.
В исследование включено 498 учащихся СОШ. При проведении сопоставительного анализе результатов выполненного углубленного медицинского осмотра, установлено, что уровень патологической пораженности , обозначенной в исследовании, многократно превышает заболеваемость отдельными нозологиями, представленными в формах официальной статистической отчетности. Степень влияния выявленных нарушений будет зависит от количества выявленных нарушений и стадии их компенсации. В рамках данной работы значимого влияния сокращения учебной площади на 1 обучающегося на состояние здоровья не установлено, что вероятно связано с недостаточным количеством школ включенных в исследование.

Добрый день! Спасибо за интересную статью. Можно уточнить: в классе болезней "Болезни эндокринной системы ..." преобладали диагнозы ожирение и заболевания щитовидной железы ? т.е. заболевания, связанные с качеством рационов питания? Спасибо

Добрый день, уважаемая Елена Михайловна! В классе "Болезни эндокринной системы" превалировали болезни щитовидной железы, что вероятнее всего связано особенностями территории проживания, а именно сочетанным влиянием умеренного йоддефицита и хронического воздействия металлов, обладающих негативным тиреотропным действием.

Спасибо за освещение актуальной проблемы состояния здоровья подрастающего поколения! Хотелось бы уточнить кем выполнялись углубленные медосмотры (было ли это в рамках диспансеризации школьников или это специально проведенное исследование)? Учитывалось ли исходное состояние учащихся (в начале образовательного процесса) в оценке уровня «патологической пораженности хронической гастропатологией, нарушением осанки, миопией, головной болью напряжения, расстройствами вегетативной нервной системы и болезнями щитовидной железы за период получения общего среднего образования»?

Добрый день, уважаемая Ольга Геннадьевна! Данное исследования выполнено в рамках НИР программы Роспотребнадзора. Анализ состояния исходного соматического здоровья в настоящем исследовании не учитывали.

Добрый день! Какие школы обследовались - городские, сельские; средние ОО, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов? Оценивался ли вами такой показатель как наполняемость классов? Благодарю.

Добрый день, уважаемая Татьяна Владимировна! В исследовании принимали участие учащиеся городских СОШ с различной интенсификацией образовательного процесса. Наполняемость классов оценивали по значению площади, приходящейся на одного ученика.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Спасибо за столь содержательный, позновательный, профессиональный материал.Наглядно отражена структура заболеваемости и связь с факторами начального, среднего и старшего звена.Спасибо.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.