— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Подходы к оценке взаимосвязей физических факторов школьной среды и статусов нейроэндокринной и иммунных систем учащихся

Вы здесь

Аннотация: 

Проведена гигиеническая оценка комплекса физических факторов школьной среды в гимназии г. Перми (группа наблюдения) в сравнении со школой одного из городов Пермского края. Описаны особенности иммунного и нейроэндокринного статусов обучающихся в условиях воздействия физических факторов неионизирующей природы (шум, освещенность, электромагнитное излучение, аэроионный состав воздуха). Произведен сравнительный анализ показателей иммунной и нейроэндокринной систем детей, обучающихся в начальной, общей и старшей школе, в двух исследуемых учебных заведениях. Выявлено наличие зависимых от возраста изменений в экспрессии CD-рецепторов лимфоцитов в группах наблюдения. У учащихся групп наблюдения в начальной, общей и старшей школе найдены изменения отдельных классов иммуноглобулинов как по отношению к группам сравнения, так и по отношению к физиологической норме. Обнаружен дисбаланс противо- и провоспалительных цитокинов у детей в начальной и обшей школах гимназии. Анализ моделей логистической регрессии показал наличие взаимосвязей между воздействующим фактором и изменениями параметров (ответами) иммунной и нейроэндокринной систем обследованных школьников.

Ключевые слова: 
школьная среда, физические факторы, иммунная система
Комментарии - 13

Уважаемые коллеги. В Ваше работе натурные измерения показателей физических факторов во всех изученных классных комнатах на каждом из мест обучающихся, включая кабинеты информатики, как в Гимназии, так и в Школе не превышали предельно-допустимые уровни. Кроме того, гигиенический анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что комплекс изученных физических факторов неионизирующей природы, воздействующих на обучающихся данных учебных заведений не превышал предельно допустимых уровней ни по одному из изученных параметров за исключением аэроионного состава воздуха. Вместе с тем , при анализе иммунного и нейроэндокринного статусов, обнаруживаются изменения показателей регуляторных систем у детей. Значит ли это, что гигиенические нормативы физических факторов неионизирующей природы нуждаются в пересмотре? Спасибо.

Добрый день, Константин Петрович, спасибо за интересе проявленный к нашей работе.
По существу вопроса: Вы правы, что при гигиеническом анализе не было выявлено превышений ПДУ изученных физических факторов, однако проведенное углубленное обследование и анализ позволило нам обнаружить изменения со стороны регуляторных систем у школьников, в ряде случаев имеющих доказанную связь с параметрами изученных физфакторов. Однако вопрос возможности пересмотра гигиенических нормативов изученных физических факторов школьной среды требует дальнейшего изучения, что связано с одной стороны с разработкой методов длительной оценки экспозиции (введение параметра времени воздействия), а с другой - оценки влияния найденных нами изменений со стороны регуляторных систем на здоровье человека (являются ли эти изменения адаптивными или могут привести к патологии). Данными вопросами мы продолжаем заниматься.

Дмитрий Владимирович, спасибо за развернутый ответ.

Добрый день, уважаемые авторы! Спасибо за представленный материал. Тема поднятая в исследовании является актуальной. В настоящее время ученые уделяют всё больше внимания изучению влияния физических факторов школьной среды на состояние здоровье. Уточните, пожалуйста, были ли изучаемые группы уравнены по другим факторам (социальный, интенсификация образовательного процесса и т.д.)? Получены ли связи между изучаемыми физическими факторами школьной среды и ответами со стороны нейроэндокринной и иммунных систем?

Добрый день Ирина Евгеньевна! Благодарим за интерес к нашей работе. Действительно, изучаемые группы были уравнены по другим факторам по большинству признаков. Однако, полного уравнения групп наблюдения и сравнения достичь невозможно. Построенные нами математические модели доказали наличие связи между изучаемыми физическими факторами школьной среды и ответами со стороны нейроэндокринной и иммунной систем. При этом не отрицается и возможность влияния прочих факторов, т.е. физические факторы в данном случае не являются единственными, однако нас интересовали именно они.

Добрый день уважаемый Дмитрий Владимирович и Константин Петрович! Во-первых, спасибо за очень содержательную работу на самую актуальную тему в области гигиены и физиологии детей и подростков. Во-вторых, не только мы, но многие наши коллеги убеждены в необходимости совершенствования гигиенических нормативов в области школьной гигиены, а результаты вашего исследования подтверждают это. Состояние здоровья современных школьников вызывает озабоченность во многих кругах общества, в связи с чем считаем полезным продолжение начатого вами исследования.

Уважаемый Евгений Валериевич! Благодарим Вас за проявленный интерес к нашей работе и положительную оценку. С удовольствием продолжим дальнейшие исследования с учетом всех замечаний комментариев / замечаний.

Добрый день!
Уточните, пожалуйста, источники искусственного света в школе и гимназии разные (люминесцентные и светодиодные), набор ЭСО также разный (в школе только компьютеры, в гимназии дополнительно интерактивные доски и роуторы). Как можно объяснить отсутствие отличий в результатах измерения соответствующих физических факторов?
Спасибо.

Уважаемая Дарья Николаевна! Благодарим за проявленный интерес к нашей работе и за вопрос.
Действительно, ранее в наших работах описывался этап комплексной гигиенической оценки, где мы давали более подробное описание объектов исследования, и, в частности, указывали, что в СОШ источниками света являлись люминесцентные, а в Гимназии светодиодные, а также различия в «наборе» ЭСО. На самом деле различия имеются, и подробнее представлены в презентации к докладу, из которой видно, что измеренные уровни ЭМП ПК ИКТ Гимназии незначительно повышены по сравнению с СОШ. Уровни освещенности на обоих объектах примерно одинаковые, однако тип ламп на это не влияет, влияет их количество на квадратный метр. Кроме того, у светодиодных ламп не фиксируется (как правило) пульсация, в отличии от люминесцентных. Полученные результаты коэффициента пульсации показали от 0 до 0,2% в гимназии и от 5,9 до 9,1% в кунгурской школе, что в пределах нормы. Вместе с тем, в связи с методическими ограничениями коэффициент пульсации из исследования пришлось исключить.

Уважаемые авторы, благодарю Вас за доклад. Скажите, пожалуйста, какова вероятность, что именно физические факторы, изученные в вашем исследовании могут влиять на показатели иммунитета? Проводилось ли анкетирование выбранного контингента обследованных? Имелись ли у них хронические заболевания, острые воспалительные процессы, которые могли повлиять на изменения показателей системы иммунитета, а может и стрессовые ситуации в процессе обучения?

Добрый день Инга Николаевна! Благодарим за проявленный интерес к работе. Проведенное нами исследование позволило выявить с высокой степенью значимости ассоциации между изученными физическими факторами и показателями иммунной и нейроэндокринной систем. Какова именно вероятность что именно физ.факторы могли повлиять на показатели иммунитета нами не рассчитывалась. Данное исследования выполнено в рамках НИР программы Роспотребнадзора. Анализ исходного состояния соматического здоровья в настоящем исследовании не учитывали.

Уважаемые авторы, актуальность исследования несомненна и интересна, спасибо. Презентация дает ответы на многие, возникшие у участников форума, вопросы, но чтобы статья не носила чисто описательный характер, хотелось бы для наглядности и достоверности дополнить публикацию фактическими данными и описанием их статистической обработки.

Глубокоуважаемая Светлана Леонидовна! Благодарим Вас за интерес нашей работе и положительный отзыв. Ваше замечание обязательно учтём.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.