Сравнительная гигиеническая оценка физических факторов неионизирующей природы, воздействующих на учеников
Вы здесь
Объект исследования – учебные кабинеты двух общеобразовательных учебных заведений, одно в г. Перми, второе в г. Кунгуре Пермского края.
Цель исследования – провести сравнительную гигиеническую оценку уровней физических факторов неионизирующей природы, воздействующих на обучающихся в учебном процессе.
В работе использованы метод натурных наблюдений, аналитический метод, метод сравнительного анализа. Проведены измерение и оценка шумового воздействия, уровней освещенности, коэффициента пульсации освещенности, электромагнитного излучения, аэроионного состава воздуха. В каждом объекте обследовано по 5 классных комнат (всего 10, их них 8 кабинетов для теоретических занятий – по 4 в каждом объекте и 2 кабинета информатики – по 1 в каждом объекте). Измерения проводились на основании нормативно-методических документов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Полученные результаты сравнивались с нормативными показателями. Также проведено анкетирование учителей, и оценка времени воздействия изученных факторов (хронометраж).
В целом при гигиенической оценке, несмотря на присутствие в образовательном учреждении г. Перми в сравнении с образовательным учреждением в г. Кунгуре большего числа источников неионизирующего электромагнитного излучения, не обнаружено выраженных отклонений от нормативных значений уровней исследованных физических факторов в обоих исследуемых объектах.
Комментарии - 2
Добрый день, уважаемые авторы!
Спасибо за интересную статью. Несомненно, напряженность образовательного процесса тесно связана со всеми факторами воздействия и требует пристального внимания. В представленной статье представляется сомнительным принятие норм ПДУ для образовательного процесса на уровне не более 65 дБА при отсутствии установленных критериев в действующих нормативных документах. Принятый субъективный критерий в статье понятен, т.к. действительно, в ряде исследований обосновано, что основной шумовой вклад в образовательном процессе вносит так называемый «самоиндуцированный шум», управлять которым практически невозможно.
Проводились ли непрерывные измерения уровней шума в течение всего учебного дня в одном из классов? Хотелось бы понять какой вклад вносит образовательный процесс в общую суточную экспозицию по шуму и оценить возможные риски нарушения здоровья, хоть и за небольшой период времени обучения в школе.
Спасибо за интересный материал.
Уважаемый Дмитрий Николаевич! Благодарим за проявленный интерес к нашей работе и вопрос.
По существу вопроса поясняем следующее:
Во-первых, в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 нормативным параметром эквивалентного уровня звука для классных комнат является 40 дБ. При указанной норме, как Вы верно отмечаете, в условиях проводимых учебных занятий при подходе к исследованию как к сравнению с нормативными значениями возникли бы риски выйти за рамки установленных санитарными нормативными документами норм.
Во-вторых, помимо стационарных источников шума в учебных кабинетах, таких как шум компьютеров, смартборд, охлаждающие вентиляторы электронных устройств, в связи с тем, что мы оценивали влияние воздействия шума на обучающихся в естественных условиях, добавляются источники шума – человеческая речь, разговор, в том числе и громкий, звуковоспроизводящая аппаратура, задействованная в образовательном процессе. По разным источникам шум громкой речи человека составляет от 50 до 70 дБ, а также учитывая «иные шумы» образовательного процесса, нами была принята норма шума равная 65 дБ. Как указывалось ранее, установленная нормативными документами норма шума для помещений учебных кабинетов составляет 40 дБ. Однако данная норма не учитывает шумы громкой речи, звуковоспроизводящей аппаратуры, а обеспечивает требования к назначению помещения. Основными источниками, которые создавали шум при оценке результатов согласно проведенным натурным исследованиям без учащихся (в частности, в кабинетах, где в образовательном процессе применяются ЭВМ) были: шум компьютера(ов), смартборд.
В-третьих, измерения уровней звука прибором SV-140, который позволяет проводить непрерывный мониторинг в течение всего учебного дня, в одном из классов не проводились в связи с отсутствием технической возможности. Проводились измерения эквивалентного уровня звука на разных этапах урока с учетом хронометража. Таким образом, какой вклад вносит образовательный процесс в общую суточную экспозицию по шуму и оценить возможные риски нарушения здоровья, хоть и за небольшой период времени обучения в школе не представляется возможным в рамках данного исследования.