— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Гигиенические и биологические аспекты адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Вы здесь

Авторы статьи, не зарегистрировавшиеся: 
Л.П. Банникова
Комментарии - 11

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за представленный материал.
Подскажите, пожалуйста, возраст детей включенных в исследование? Какие были критерии исключения из исследования? И уточните, пожалуйста, какие отличительные особенности течения процессов биологической адаптации у детей с ЗПР, у них более выражено парасимпатическое или симпатическое влияние вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя и при нагрузочных тестах?

Добрый день. Приношу извинения что поздно (по техническим причинам не было доступа к ноутбуку)
1. В наше исследование были включены дети 6 летнего возраст в виду трех причин:
- переходом детей от процесса воспитания к процессу обучения.
- именно в этот возрастной этап происходят существенные изменения в сердечно-сосудистой системе: увеличивается масса и объемы полостей сердца, изменяется соотношение его отделов, совершенствуется нервная регуляция деятельности сердца.
- возраст, когда дети понимают что от них требуется.

  1. Критерии исключения . На этот вопрос позвольте ответить то, что в исследовании принимали участия дети основной и контрольной групп. В основную групп включены дети с задержкой психического развития (V класс по МКБ-X «Психических расстройств и расстройств поведения», вне зависимости от причин ее происхождения). В группу контроля входили практически здоровые дети, чье психическое развитие соответствует возрасту. Соответственно дети, имеющие отклонения в развитии по другим классам заболеваний в основную группу не включены.

  2. Сравнительный анализ показателей кардиоинтервалографии позволил установить преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы у наблюдаемых детей, однако у детей с задержкой психического развития, он был более выраженным.
    У детей с ЗПР процессы биологической адаптации характеризовались изначальным функциональным напряжением со стороны сердечно-сосудистой системы, преобладанием симпатического контура регуляции, высоким индексом напряжения (в 1,6 раза выше, чем у детей группы контроля) и индексом функциональных изменений).
    Высокая степень напряжения регуляторных механизмов у детей с ЗПР, обусловленная недостаточной морфофункциональной зрелостью центральных и периферических регуляторных структур, сохраняется на протяжении всего года. Установлены достоверные различия в значениях индекса функциональных изменений, как в состоянии покоя, так и после выполнения КОП у детей с задержкой психического развития различного происхождения.
    Особенности биологической адаптации у детей с ЗПР обусловлены гендерными различиями. Наибольший удельный вес детей с высоким уровнем напряжения регуляторных механизмов регистрируется среди мальчиков с ЗПР - 58,5% против 41,5% у девочек.

Спасибо!
.

Здравствуйте, уважаемые авторы! Чем на Ваш взгляд обусловлено снижение показателей интеллектуальной деятельности в конце учебного года у детей контрольной группы, учитывая, что на 6-летний возраст приходится период интенсивной подготовки к начальной школе?

Здравствуйте уважаемая Мария Талгатовна.
Если говорить только про группу контроля, то некоторое снижение показателей их умственной работоспособности возможно обусловлено развитием утомления в динамике учебного года, в том числе и в связи с периодом интенсивной подготовки к начальной школе. Немаловажное значение имеет и тот факт, что именно в этом возрасте происходят существенные изменения в сердечно-сосудистой системе: увеличивается масса и объемы полостей сердца, изменяется соотношение его отделов, совершенствуется нервная регуляция деятельности сердца .

Уважаемые коллеги! Спасибо за интересное сообщение. Хотелось бы уточнить, дети группы наблюдения обучались в одном образовательном учреждении по единой программе или нет? Аналогичный вопрос к группе сравнения.

Здравствуйте уважаемая Ольга Юрьевна!
Объектом настоящего исследования явились дети в возрасте 6 лет, проживающие в закрытом административном территориальном образовании г.Снежинск, посещающие дошкольные образовательные организации города, одно из которых «Детский сад компенсирующей направленности №26», для детей с ЗПР, другое предназначено для детей контрольной группы – «Детский сад комбинированного вида №15».
Организация воспитательно-образовательного процесса, в условиях ДОО компенсирующей направленности, основана на программе «От рождения до школы» (Вераксы Н.Е. и соавт., 2011), разработанной на основе программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (2005). Учитывая особенности состояния здоровья детей основной группы – задержку психического развития, в ДОО компенсирующей направленности дополнительно используется «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников» (Шевченко С.Г., 2004).
У детей контрольной группы организация воспитательно-образовательного процесса строилась на основании программы воспитания и обучения «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и соавт.)

При помощи каких методов оценивалась продуктивность умственной работоспособности у детей контрольной и основной группы?

Здравствуйте уважаемый Максим Анатольевич!
Умственную работоспособность детей двух сравниваемых групп изучали методом корректурных проб с комплексной оценкой результатов по методике НИИ «Гигиены и охраны здоровья детей и подростков» (2006). При этом применяли дозированные задания – фигурные таблицы. Оценку работоспособности проводили по качественным и количественным показателям. Анализировали: количество просмотренных знаков, скорость выполнения задания, количество ошибок, показатель работоспособности (Q, усл.ед.), показатель устойчивости внимания (S, усл.ед.), коэффициент преобладания хороших работ над плохими (П), процент работ, выполненных без ошибок.

Уважаемые коллеги! Учитывали ли Вы особенности семейного статуса обследованных пациентов, уровень образования их родителей, особенности домашнего воспитания?

Данный доклад представляет собой, к глубочайшему сожалению, только лишь часть нашего исследования и рассмотрение вашего вопроса в рамках доклада не входило в нашу цель (поскольку объять все аспекты в одном докладе невозможно).

В тоже время анализ существующих отечественных и зарубежных литературных источников указывает, что ЗПР – это аномалия психического развития, в которой социальный фактор может играть одну из ведущих ролей в этиологии. Семья всегда рассматривалась как ячейка общества, несущая существенные резервы сохранения и укрепления здоровья. В этой связи мы провели, в рамках диссертации, анкетному скрининг.
На основании проведенного обзора литературы была сформулирована и адаптирована для целей нашего исследования анкета, в основе которой из всего многообразия факторов, формирующих здоровье ребенка, были выбраны те, которые представляют определенный риск в развитии отклонений в состоянии здоровья. Вопросы анкеты были распределены на блоки, характеризующие уровень образования родителей и их должностное положение, состав семьи и ее материальное благосостояние, жилищно-бытовые условия, эмоциональную «атмосферу» в семье, наличие вредных привычек и наследственных заболеваний у родителей.
Дополнительно хотелось бы сказать, что проведенный корреляционный анализ показал прямую сильную связь между высоким уровнем напряжения регуляторных систем организма детей с задержкой психического развития (ИН) и структурной, психологической деформацией семьи (r=1,00), жилищно-бытовыми условиями (r=0,76), прямую среднюю корреляционную связь – с наследственными заболеваниями сердечно-сосудистой системы у детей с ЗПР психогенного происхождения (r=0,56).

Уважаемый Максим Дамирович! Большое спасибо за обстоятельные и исчерпывающие ответы. Учитывая наш интерес к данной теме, хотелось бы надеяться на дальнейшее сотрудничество и контакты. Желаю успехов в работе!

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.