— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Организация обучения в цифровой образовательной среде: риски для здоровья школьников

You are here

Comments - 10

Уважаемая Ирина Эрнстовна, спасибо за предоставленный доклад, затрагивающий такой важный вопрос как здоровье подрастающего поколения! Позвольте задать ряд уточняющих вопросов:
- Выбранные школьники (307) 5-9 классов были из одной школы?
- Как известно фазы работоспособности, с соответствующим наступлением утомления, зависят не только от времени суток, но и от дня недели, времени года (учебные четверти, семестры). В какой период времени проводилась гигиеническая оценка организации уроков (125)?
- Исследуемые ученики занимались по шести- или пятидневной учебной неделе?
- Исследуемая(-ые) школа(-ы) были определённой направленности (углублённым изучением дисциплин) или являлись рядовыми общеобразовательными организациями?

Доброго времени суток, уважаемый Максим Владиславович! Приятно, что Вас заинтересовало наше исследование.
Попробую ответить на вопросы.
Школьники, участвующие в исследовании, учились в одной "обычной" школе по режиму пятидневной (наиболее часто встречаемой сегодня) учебной недели.
Безусловно, показатели работоспособности зависят от многих параметров, в том числе, от периода учебного года. Но в нашем исследовании мы оценивали уроки во всех изучаемых классах лишь в один период (вторая половина учебного года - третья, в классическом понимании, наиболее трудная четверть). Нам прежде всего необходимо было подтвердить значимость оптимального построения и соответствия режима учебного процесса кривой умственной работоспособности ребенка - в дневном "цикле" (дневное расписание уроков, построение урока) и недельном "цикле" (недельное расписание уроков), поскольку именно эти параметры могут учитываться (и чаще всего учитываются) на практике педагогами. Гигиеническая рациональность расписания и построение уроков в динамике учебного года тоже, несомненно, должны соответствовать изменениям работоспособности школьника, однако, мы так широко не охватывали данную проблему. Не исключено, что мы продолжим исследования в дальнейшем. Еще раз спасибо за вопрос и интерес к нашей работе.

Спасибо за развёрнутый ответ!

Уважаемая Ирина Эрнстовна! Спасибо за интересный материал. Цель вашего доклада направлена на оценку взаимосвязи показателей организации учебного процесса и показателей функционального состояния организма школьников. Проводились какие-либо лабораторные исследования (биохимические тесты), показывающие начальные или уже устойчивые отклонения функционального состояния в различных органах и системах организма учащихся, в последующем формирующих школьно-обусловленные заболевания? Интересно было бы посмотреть в динамике, как изменяются показатели учащихся в 5-х классах и в 9-х.

Уважаемая Алена Мухаматовна, благодарю за проявленный интерес к нашей работе.
Отвечая на Ваш вопрос, хотелось бы отметить, что оценка влияния организации учебного процесса на показатели функционального состояния организма (ФСО) учащихся включала комплекс исследований, среди которых наряду с умственной работоспособностью школьников изучались показатели, характеризующую зрительную работоспособность (КЧСМ, объем аккомодации), психоэмоциональное состояние, психофизиологичекие показатели (ПЗМР, РДО) и др. Лабораторные исследования в данный комплекс не входили. Показатели умственной работоспособности (а именно ее "сдвиги" в динамике обучения) были выбраны поскольку из всех анализируемых показателей они наиболее "хорошо" реагировали (т.е. демонстрировали хорошую "изменчивость") на изменения компонентов учебного процесса. Наша работа - первый шаг в выявлении и оценке указанной взаимосвязи (пока относительно "грубым" методом). Безусловно, в дальнейшем, хотелось бы расширить арсенал исследований, характеризующих ФСО школьников, в том числе, за счет лабораторных исследований (более чувствительных), более детального изучения детей разного возраста (при переходе на предметное обучение, более старших подростков) и т.п.

Большое спасибо за ответ! Будем ждать новых результатов. Желаю вам успехов в дальнейшем исследовании столь актуальной темы!

Добрый день.Как вы учитываете различия в уровнях умственной нагрузки школьников в условиях онлайн и оффлайн-форм обучения? Здесь нужно сравнивать при постоянных условиях, но только каких? В интернете много возможностей для отвлечения, нежели в условиях очной организации учебного процесса

День добрый, уважаемый Антон Валериевич! Благодарю за вопрос.
В нашей работе задача выявления и учета различий в "уровнях умственной нагрузки" не стояла, поскольку нагрузка оценивалась комплексно: исследование проводилось на "офф-лайн" уроках (традиционных, проводимых в школе) с включением в них (согласно гигиеническим нормативам) использования электронных средств обучения. Именно такое "комплексное" влияние организации урока с "дозируемым" применением на нем электронных средств на функциональное состояние организма школьника было нами оценено. Безусловно, реалии жизни (появление он-лайн школ; дистант как вынужденная мера в период самоизоляции и т.п.) диктуют необходимость в дальнейшем дифференцировано оценивать указанные виды обучения (очное и заочное) в силу их разной "физиологической стоимости" для организма обучающегося.

Dear Irina Ernstovna Alexandrova,

I am interested in this topic but unfortunately my Russian is not good enough to benefit from your presentation.

These are young children you are talking about, if I understand correctly (5-9)?
I was wondering if in the schools you describe the electronic devices were hardwired? or are wireless routers used? What are the Governement regulations regarding use of computers in schools?

Do you analyze the differences in appearance of health effects attributed to Electrohypersensitivity following the use of wireless devices in school? (such as newly diagnosed ADHD-like symptoms, "brain fog", difficulty to concentrate, headaches or neurological symptoms) and "quality of sleep" which can be harmed by use of screens, besides the EMF potential harm?

Dear Yael Stein! Our study involved students in grades 5-9 (11-15 years old). In Russia, there are sanitary and hygienic norms and rules governing the use of electronic devices in schools (computers, laptops, tablets, electronic boards). The conditions and duration of the use of electronic means are governed by. The electronic devices we studied were hardwired. In our work, we also analyzed the complaints of children after using "wired" devices (this piece of work is not reflected in the presentation). The occurrence of headaches, "brain fog", etc. was associated with the duration of their use.