Мобильные телефоны в школе как фактор риска нарушений здоровья в условиях современной образовательной среды
Вы здесь
В статье приводятся данные результатов исследования, проводимого в 2020 году в целях мониторинга введения ограничительных мероприятий на использование мобильных устройств связи школьниками. Исследование включало в себя 2 этапа социологического опроса, оценку динамики нарушений зрения, умственной работоспособности, психоэмоционального состояния, двигательной активности у детей двух групп наблюдения. Оценка риска возникновения нарушений здоровья в группе, использующей мобильные телефоны, проводилась с помощью методики отношения шансов.
Установлено, что достоверно риск возникновения патологических рефракций в группе контроля выше, чем в группе наблюдения только в подгруппах детей с нормальным зрением и предмиопией, показатель отношения шансов в группе с миопией был ниже единицы. При оценке шансов снижения умственной работоспособности в динамике к последнему уроку установлено, что достоверно риск снижения умственной работоспособности по показателю «эффективность работы» в группе детей, использующих мобильные телефоны в школе выше, чем в группе наблюдения в 2 раза. Анализ отношения шансов выявил, что у детей, не имеющих возможность пользоваться мобильным телефоном в течение учебного дня шансы высокого уровня тревожности в 1,8 раза выше, чем у детей, не имеющих ограничений в использовании мобильным телефоном в течение дня. Результаты заключительного этапа мониторинга могут служить доказательством влияния длительного использования мобильных телефонов в школе на увеличение рисков ухудшения зрения, снижения умственной работоспособности, внимательности, уменьшения двигательного компонента режима учащихся во время перемен.
Комментарии - 11
Добрый день, уважаемые авторы! Спасибо за интересный доклад. Использование мобильных телефонов, несомненно, является существенным фактором риска развития нарушений здоровья школьников. В связи с этим, особую актуальность представляет введение и оценка эффективности ограничительных мероприятий по их использованию. В вашем исследовании выявлена проблема отсутствия знаний у школьников о правилах безопасного использования мобильного телефона. Планируется ли разработка и внедрение каких-либо мероприятий по информированию школьников о правилах безопасного пользования мобильными телефонами? На ваш взгляд, сможет ли устранение данной проблемы оказать влияние на полученные вами результаты исследования?
Добрый день! благодарим за высокую оценку доклада и исследования! в рамках продолжения работ по данной теме рассматривались предложения по разработке памяток и видеопрезентаций, обучающих детей правилам безопасного использования мобильных телефонов по аналогии с уже имеющимися памятками/роликами о здоровом образе жизни, правильном питании для школьников, размещенными на нашем сайте. В недавнем исследовании в школах города Новосибирска наши сотрудники проводили уроки здоровья среди учащихся 7-11 классов, на которых демонстрировали видеоролики о здоровом образе жизни, и в том числе проводили беседу о навыках безопасного использования мобильных телефонов. Была отмечена высокая заинтересованность у детей и активность в диалоге. Да , конечно, считаем, что высокая информированность детей, родителей и педагогов о рисках, связанных с использованием гаджетов, несомненно внесет свой значимый вклад в сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения, как впрочем любая пропаганда здорового образа жизни.
Благодарю за ответ, Нина Александровна. Желаю успехов в продолжении работы по данной теме!
Здравствуйте, уважаемые авторы! Крайне интересная статья, посвященная актуальной проблеме. Я сам неоднократно наблюдал ситуации, когда ученики начальных классов или даже дети дошкольного возраста практически все свободное время проводят, уткнувшись в гаджеты. Очень многие родители видят в смартфонах/планшетах этакую "панацею" для времяпрепровождения ребенка, не желая заниматься его воспитанием - в связи с этим возникает вопрос: возможно, помимо уроков здоровья для самих школьников необходимо разработать и внедрить программы для родителей, в которых будет объясняться вред подобного подхода к воспитанию детей и возможные последствия для здоровья?
Здравствуйте, Вячеслав Вячеславович! благодарим за проявленный интерес к данной проблематике. Не могу не согласиться с вами о том, что в первую очередь влияние на ребенка оказывают его родители, и внедрение программ о которых вы пишите, безусловно, было бы всем на пользу; и тем не менее, распространяя полезные знания в стенах образовательной организации среди детей у нас есть шанс увеличить информированность и родителей, и педагогов. Кроме того, все обучающие материалы, размещенные на нашем сайте доступны к вниманию всех возрастов. Считаем, что полное ограничение использования мобильных телефонов в школах по примеру зарубежных стран, будет являться неплохой практикой здоровьесбережения детей, и готовы в дальнейшем продолжать работы по этой тематике.
Большое спасибо за ответ, Нина Александровна! Успехов Вам и Вашим коллегам в дальнейших работах по данной тематике.
Здравствуйте, уважаемые авторы! Очень актуальная тема. Не секрет, что многие родители приобретают своим детям 6-7 лет (а то и младше) сотовые телефоны и разрешают использовать их зачастую неограниченное время. В докладе объектом исследования являются учащиеся 6,7,8 и 10 классов. Планируется ли проводить данный мониторинг, анализ результатов среди учащихся начальных классов? Следует отметить важность проведения различных санитарно-просветительских работ о рисках нарушения здоровья при длительном использовании сотовых телефонов как с родителями, так и с учащимися (не только средних и старших классов). Согласна, что информирование для детей в виде демонстрации видеороликов является наглядным и запоминающим.
Добрый день, Светлана Викторовна, благодарим за вопрос! При анализе данных анкетирования было установлено, что 62% опрошенных школьников получили свой первый мобильный телефон в первом классе, а 22% - еще раньше. Поэтому тема, поднятая в вашем вопросе является своевременной и актуальной. Выборка исследования была сформирована с целью охватить по возможности как можно больше детей в возрасте, в котором гаджеты становятся наиболее предпочтительным средством развлечения, а результаты анкетирования будут наиболее информативными и достоверными. Пока не планировалось проведение мониторинга среди начальных классов, но примем к рассмотрению ваше предложение, спасибо!
Благодарю за ответ, Нина Александровна! Желаю успехов в дальнейшей работе по данной теме!
Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо за очень интересный и актуальный материал, ведь мобильный телефон стал частью нашей жизни. Подскажите, пожалуйста, планируете делать подобные исследования не только для детского населения, а так же для взрослого? Очень интересно увидеть наблюдения.Не планируете ли вы издавать методические рекомендации по этой теме?
Здравствуйте, Екатерина Вадимовна! Благодарю за высокую оценку нашего исследования. Данное исследование проводилось в том числе в целях оценки эффективности введения ограничительных мероприятий использования мобильных устройств связи в школах РФ. Для методического обеспечения данных мероприятий были разработаны МР 2.4.0150-19, в которых в том числе приведена краткая памятка о безопасном использовании мобильных телефонов. Безусловно, длительное использование мобильного телефона влияет и на взрослого человека, тем не менее, детский организм является более чувствительным к воздействию ЭМИ, у ребенка менее устойчива психика, меньше свободы выбора в силу отсутствия информации и большая подверженность влиянию мнения сверстников, имеется стремление к подражанию поведения значимых людей, в отличие от взрослого человека. Поэтому необходимо в первую очередь позаботиться о здоровье будущих поколений. Исследований о распространенности использования мобильных телефонов и их влияния на здоровье людей старше 18 лет, на мой взгляд, проведено уже достаточно много, нам взрослым остается только делать выводы и самостоятельно принимать решения . Благодарю за интерес и предложения!