Риск-ориентированный санитарно-эпидемиологический надзор: перспективы в условиях цифровой трансформации
Вы здесь
Показано, что перспектива совершенствования риск-ориентированного санитарно-эпидемиологического надзора заключается в переносе акцентов с выездных проверок на дистанционный контроль и в существенном расширении наукоемкого непрерывного многовариантного анализа комплекса информации, собираемой и накапливаемой в цифровых форматах. Такой анализ предполагается в рамках проектируемой Роспотребнадзором интеллектуальной информационной системы дистанционного надзора, которая в качестве исходных данных использует: материалы документов о подконтрольных объектах (в машиночитаемых форматах); данные с устройств удаленного наблюдения и фиксации параметров контролируемой деятельности; данных иных информационных систем. Обработка информации предусматривает применение современных методов математического анализа, математического моделирования и искусственного интеллекта, включающие искусственные нейронные сети. Интеллектуальная система, используя результаты контрольно-надзорных мероприятий и данные о сопряженных процессах и явлениях, имеющих, в том числе, причинно-следственную связь с фактами нарушений, обеспечивает адекватные решения по итогам собственно контрольных мероприятий, а также информационно-аналитическую поддержку широкого спектра решений в области защиты здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Комментарии - 12
Здравствуйте!
Очень интересная и перспективная статья. Хотелось бы задать дискуссионные вопросы:
1) В статье отмечено такое актуальное направление риск-ориентированного надзора как "искусственные нейронные сети". Как известно, "Нейронная сеть – одно из направлений искусственного интеллекта, цель которого смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом". То есть в перспективе решение по результатам дистанционного контроля (надзора) будет принимать искусственный интеллект. При этом какая же роль в надзоре и контроле будет отводиться Управлениям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации?
2) Будет ли в ближайшее время возрастать роль космического мониторинга (использования дистанционных методов зондирования Земли) в социально-гигиеническом мониторинге и риск-ориентированном санитарно-эпидемиологическом надзоре и по каким направлениям? Есть ли какие программы в этом направлении Роспотребнадзора и Роскосмоса?
Спасибо. Механтьев Игорь Иванович.
Глубокоуважаемые Нина Владимировна и Ирина Владиславовна!
Спасибо за интересную статью и возможность посмотреть на ближайшую перспективу работы службы. Действительно, в условиях всеобщей цифровой трансформации санитарно-эпидемиологический надзор не остался без внимания, служба соответствует современным вызовам. Подскажите, пожалуйста, насколько в концепции меняется роль эксперта при проведении дистанционного контроля, предусмотрена только экспертная интерпретация результатов или экспертом допускается уточнение собранной информации, в том числе в виде выездной проверки? И еще хотелось бы уточнить, не повлияет ли внедрение дистанционного контроля на штатную численность сотрудников службы? Спасибо.
Глубокоуважаемая Нина Владимировна!
Глубокоуважаемая Ирина Владиславовна!
Спасибо за интереснейший материал.
Игорь Иванович! Спасибо за интерес к материалу. Мы сами увлечены этой тематикой.
1)Искусственные нейронные сети рассматриваем как инструмент обработки множественной, разнородной информации, которая накапливается в базах данных самого Роспотребнадзора и в БД иных органов и организаций. Роль специалиста-эксперта сохраняется, просто в его распоряжении оказывается более мощная доказательная база. А стандартные ситуации можно отдать, наверное, и на откуп автоматизированным системам (это как с ДПС - автоматическая фиксация явных нарушений на уже никого не удивляет, а с нестандартными разбираются в каждом конкретной случае). + сохраняется основная роль Роспотребнадзора - установление обязательных требований и норм, анализ результатов надзора и профилактическая работа по результатам этого анализа.
2) Прямо о применении космического мониторинга говорить, наверное, еще рано, но аэрокосмические снимки для работы в геоинформационных системах, в том числе при оценке сан-эпидситуации Роспотребнадзор использует и, думаю, межведомственное взаимодействие будет развиваться...
Ирина Вячеславовна! Спасибо за ответы и интересный материал в статье.
Дмитрий Николаевич! Спасибо за интересные вопросы:
1) Частично на первый вопрос, наверное, я уже ответила в послании Игорю Ивановичу (см выше)
Роль эксперта только усиливается. Вряд ли эксперт сможет изменять или уточнять данные (особенно, если это официальные записи, протоколы и пр.), но влиять на систему решающих правил, которые закладываются в программный продукт (интеллектуальную информационную систему), уточнять их по мере накопления опыта и фактически получаемых результатов надзора - это не только возможно, но и обязательно. Верификация любых данных тоже подразумевается, в том числе с привлечением инструментальных исследований и измерений, осмотров и пр...
2) по поводу штатной численности. Предполагаем, что дистанционный надзор повлияет не на численность сотрудников-экспертов, на их квалификационные характеристики. Автоматизация снимает с эксперта значительный объем рутинной работы, связанной, к примеру, в просмотром и анализом документации поднадзорного объекта, но зато возрастает объем аналитических операций, повышаются требования к способности критически и глубоко оценивать полученные результаты и т.п.
Доброго времени суток, коллеги! С завистью смотрим на систему внедренную россельхозом (веста+меркурий+цербер), хотелось бы и нашей службе иметь точно такой же инструмент. Без такой системы мы теряем контроль над пищевыми продуктами и они переходят в юрисдикцию ветеринаров.. Нужна всеобъемлющая система, с обязательным внесением хозяйствующими субъектами результатов производственного контроля.
Мурманск поддерживает.
Коллеги! Несомненно, идеи очень конструктивные...Нужны существенные изменения в Положение о контрольно-надзорной деятельности РПН + более глубокие инновации в Законодательной базе. Давайте работать вместе.
Глубокоуважаемая Нина Владимировна и Ирина Владиславовна!
Очень интересный материал! Совершенно новый,свидетельствующий, что мы идем абсолютно в ногу со временем, когда поставлена глобальная задача перед Федеральной службой Роспотребнадзора - совершенствование действующих правовых механизмов и создание дополнительных гарантий защиты прав и интересов граждан в наиболее проблемных секторах потребительского рынка
Спасибо, Марина Александровна!
Добрый день Нина Владимировна и Ирина Владиславовна!
Очень хорошо, что данная тема стала основой Вашей статьи и такого бурного обсуждения. Но хотелось бы заметить следующее. Ваша статья полна оптимизма по поводу новых возможностей службы, но для реализации этой системы нужно взаимопонимание между постановщиком задачи и исполнителем (программистом). За примерами далеко ходить не нужно - "тяжелые" и, прямо нужно сказать, неповоротливые шаблоны ФИФ, требующие ручного ввода информации, есть сложности и в разработке отдельных модулей Единой информационно-аналитической системы Роспотребнадзора. А самое главное, что уже сейчас «лежат» БД ФИФ СГМ. Почему бы прямо сейчас не использовать знания опытных, знающих людей, тех, кто уже сегодня принимает участие в этой замечательно организованной конференции (например, Марченко Б.И.)? Почему бы не рекомендовать (по итогам конференции) провести анализ собранных БД ФИФ СГМ хотя бы за 5 лет, а в дальнейшем дать специалистам службы полученные результаты. Еще раз хочу поблагодарить Вас за статью.