— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Объемная модель акустического воздействия транспортного шума как инструмент планирования городской территории

Вы здесь

Аннотация: 

В данном исследовании рассматривается и апробируется механизм установления шумовой экспозиции от транспортного шума с учетом высотности объектов капитального строительства. Моделирование распространения шума выполнено с применением специализированной программы "Эколог-Шум" на основе векторной карты города с применением геоинформационных систем (ГИС). Для формирования базы об источниках автотранспортного шума проведен сбор и анализ информации об интенсивности транспортных потоков городских автомагистралей с последующей оценкой эквивалентного уровня шума для каждого участка автодорог. В рамках оценки шума учтен перечень новых транспортных магистралей и микрорайонов. При проведении акустических расчетов учтена специфика сложившейся градостроительной ситуации (жилая застройка высотой 5–14 этажей) и перспектива развития жилых территорий (жилая застройка высотой 14–30 этажей). Акустическая экспозиция рассчитана с учетом модельных акустических расчетов от автотранспорта города в виде более 2 тысяч участков автомобильных дорог. Верификация расчетов выполнена результатами инструментальных исследований на участках автодорог и в зонах акустической тишины с учетом вклада железнодорожного и воздушного транспорта.

На основе совокупной средневзвешенной экспозиции шума рассчитан ожидаемый риск нарушений здоровья жителей, проживающих вдоль автотранспортных магистралей на существующее положение и ближайшую перспективу развития. Выполнено картирование формируемого риска. По результатам оценки риска установлено, что неприемлемый уровень риска воздействия автотранспортного шума в виде приведенного индекса риска здоровью ( >0,6) формировался на центральных улицах города (улица Ленина, Комсомольский проспект, Шоссе Космонавтов и др.). Рекомендован перечень мероприятий по снижению риска нарушений здоровья для наиболее проблемных участков города.

Ключевые слова: 
акустические расчеты, шумовое воздействие, геоинформационные системы, оценка шумового риска
Комментарии - 4

Добрый день, очень актуальное исследование и интересные результаты!
Поясните пожалуйста физику процесса, за счет чего при добавлении новых высотных зданий наблюдается увеличение уровня шума практически во всем районе?

Спасибо за вопрос, Марат Решидович! Новые здания имеют значительно большую высоту (до 75 метров) в отличие от сложившейся в районе застройки (преимущественно до 15 метров). Кроме того, общероссийские тенденции таковы, что на небольшом участке земли застройщики пытаются уместить наибольшее количество домов – это определяет плотность застройки и конфигурацию жилых микрорайонов. Все вышесказанное напрямую влияет по последующую физику процесса – высотные здания являются экранами с различной степенью отражения и поглощения звуковых волн. Для жилых домов в качестве облицовки характерны бетон, пластиковые панели, стекло, имеющие низкий коэффициент звукопоглощения, что обеспечивает многочисленные отражения звуковых волн внутри нового микрорайона с последующим «выходом» на сложившуюся застройку на различной высоте. Тем самым акустическая нагрузка на прилегающей к микрорайону территории незначительно возрастает.

Добрый день, интересная статья. Объясните, пожалуйста, что позволило Вам использовать уровень интенсивности на уровне 20% от интенсивности прилегающих автомагистралей для новых улиц и проездов?

Добрый день, Наталия Ивановна! Спасибо за интерес к статье и хороший вопрос.
Несомненно, процент загруженности новых автомагистралей напрямую влияет на акустическую ситуацию в микрорайоне. Для расчета интенсивности потоков существует ряд документов (например, «Руководство по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах» Росавтодора ,2003). Однако, в настоящем исследовании процент интенсивности транспортных потоков принят экспертно из следующего расчета: рассматриваемая автомагистраль является двухсторонней и 50% потока не заходит на рассматриваемую жилую застройку. Транспортный поток сопутствующего направления (оставшиеся 50%) имеет два варианта: продолжить движение по рассматриваемой магистрали (25%) или уйти на территорию рассматриваемого микрорайона (25%). Таким образом, теоритические 25% и принятые 20% рассматривают наихудший вариант шумового загрязнения микрорайона. Поскольку микрорайон относительно новый, в последующем планируется провести инструментальную верификацию, как интенсивности потоков, так и фактических уровней шума в микрорайоне.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.