Влияние дифференцированной организации физического воспитания младших школьников на уровень риска избыточной массы тела
Вы здесь
Гигиеническая оценка риска возникновения избытка массы тела у 265 младших школьников показала, что у мальчиков при традиционной организации физического воспитания в сравнении с двумя вариантами дифференцированной по полу его организации относительный риск составил в конце учебного года 1,41 и 1,47, соответственно; этиологическая доля – 29,3 % и 31,9 %, соответственно. У девочек во всех группах уровни риска избытка массы тела не различались. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии дифференцированной организации физического воспитания младших школьников, наряду с другими факторами, на снижение риска возникновения избытка массы тела у мальчиков, что позволяет использовать дифференцированный подход для повышения профилактической и оздоровительной эффективности школьных уроков физической культуры.
Комментарии - 8
Добрый день, уважаемые коллеги!
Спасибо за интересный и актуальный материал.
Проводили ли Вы расчет доверительных интервалов для показателей относительного риска?
На основании полученных результатов, Вы рекомендуете дифференцированную организацию физического воспитания младших школьников только для мальчиков?
Уважаемая Надежда Викторовна!
Благодарю за вопрос.
Нами выполнен расчёт границ 95% доверительного интервала для величин относительного риска, но в рамках настоящей статьи анализ доверительных интервалов не проводился.
В статье дифференциация по полу физического воспитания младших школьников рассмотрена в аспекте влияния на уровень риска избыточной массы тела.
Среди мальчиков-участников исследования наблюдалась бОльшая распространённость избыточной массы тела, чем среди девочек, поэтому положительное влияние дифференцированной организации физического воспитания на её динамику проявилось именно у мальчиков.
Вместе с тем, результаты оценки динамики других показателей развития (например, функциональных показателей внешнего дыхания, мышечной силы кистей рук, стато-кинетической устойчивости, физической подготовленности и др.) показывают, что при надлежащей организации дифференцированное по полу физическое воспитание создаёт благоприятные условия для развития функциональных резервов и физических качеств как мальчиков, так и девочек.
Добрый день!
Уточните, пожалуйста, содержание занятий и условия их проведения для мальчиков и девочек при полностью дифференцированном подходе были одинаковыми?
Каковы тенденции в динамике распространенности избыточной массы тела и ожирения среди мальчиков и девочек в целом на изучаемой территории?
Спасибо!
Уважаемая Дарья Николаевна!
Благодарю за вопросы.
Условия проведения занятий физической культурой у мальчиков и девочек соответствовали гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Обучение детей, включенных в исследование, на уроках ФК осуществлялось по единой образовательной программе, соответствующей рабочей программе учебного предмета «Физическая культура», внесенной в реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол № 3/16 от 20 сентября 2016 года, http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-fiziches...).
При этом, дифференцированная организация занятий предоставила педагогам возможность корректировать содержание занятий с учётом особенностей каждой группы детей, в том числе различий функциональных показателей организма мальчиков и девочек, как известных по данным научной литературы, так и выявленных у детей на начальном этапе исследования.
С подробными данными о распространённости избыточной массы тела и ожирения среди мальчиков и девочек г. Москвы по результатам когортного исследования, проведённого Научным центром здоровья детей совместно с МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Первым МГМУ им. И.М. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова можно ознакомиться в статье: Ходжиева М.В., Скворцова В.А, Намазова-Баранова Л.С. и др. Оценка физического развития детей младшего школьного возраста (7-10 лет): результаты когортного исследования // Педиатрическая фармакология. 2016. №4. С. 362-366.
Оценка физического развития детей проводилась c использованием программы WHO AnthroPlus (2009). Установлено, что в возрасте 7-10 лет девочки имеют более высокий уровень физического развития, чем мальчики. В то же время отклонения нутритивного статуса в сторону его повышения чаще наблюдались у мальчиков. У мальчиков ожирение наблюдалось в 2 раза чаще, а тяжелая степень ожирения — в 6 раз. В целом различия по индексу BAZ (отношение ИМТ к возрасту) в зависимости от пола детей были достоверно значимыми. Число мальчиков с гармоничным развитием по данному показателю было на 14% меньше, чем девочек.
Благодарю за ответ!
Уточните, пожалуйста, еще один момент. Во включенных в исследование организациях были созданы условия для раздельного обучения мальчиков и девочек. Как минимум, два зала и два учителя. Возможно ли использовать дифференцированный подход к обучению повсеместно, с учетом дефицита ресурсов в ряде учреждений?
Уважаемая Дарья Николаевна!
Нами проведён анализ действующих нормативных документов (включая СанПиН 2.4.2.2821-10 и СП 251.1325800.2016), в соответствии с положениями которых при формировании дифференцированных по полу групп младших школьников для занятий физической культурой соблюдались требования к площади спортивного зала не менее 9,0 х 18,0 м для каждой группы детей, исходя из рекомендуемой минимальной площади на 1 обучающегося 6,48 м2, обеспечиваемой при занятии классной группы из 25 человек в малом зале размером 18,0х9,0 м (162 м2) либо 2-х классных групп общим числом 50 человек в большом зале 30,0х18,0 м (540 м2) (в случае модели №1 дифференцированной организации).
Конечно, при оценке возможности реализации дифференцированной по полу организации физического воспитания необходимо учитывать возможности образовательной организации, в том числе присутствие достаточного количества педагогов, количество и состояние здоровья мальчиков и девочек в параллельных классах, количество и площадь спортивных залов.
Добрый день! Спасибо за интересный материал. По результатам исследования вы указываете, что дифференцированная организация физического воспитания по полу благоприятно влияет на гармоничность физического развития мальчиков. Какие рекомендации вы можете дать, для улучшения физического развития девочек? Дифференцированная организация физического воспитания по полу применима ко всем возрастным группам школьников?
Уважаемая Екатерина Владимировна!
Благодарю за вопросы.
Гигиенический принцип дифференциации относится к одним из основополагающих принципов оптимизации условий и режимов обучения детей и подростков, его реализация позволяет сохранять устойчивый уровень работоспособности, повышать эффективность образовательного процесса и минимизировать физиологические и психофизиологические затраты при выполнении образовательных нагрузок.
Особенности физического развития, функциональных показателей и физической подготовленности юношей и девушек среднего и старшего школьного возраста широко описаны в литературе и позволяют говорить о целесообразности дифференцированного подхода к организации их физического воспитания, что является особенно актуальным с учётом психологических различий и особенностей социальных взаимоотношений подростков разного пола.
Вместе с тем, исследований по гигиеническому обоснованию организации дифференцированного по полу физического воспитания детей младшего школьного возраста ранее не проводилось, что обусловило новизну проведённого нами исследования.
В настоящей статье дифференциация по полу физического воспитания младших школьников рассмотрена в аспекте влияния на уровень риска избыточной массы тела.
Среди мальчиков-участников исследования наблюдалась бОльшая распространённость избыточной массы тела, чем среди девочек, поэтому положительное влияние дифференцированной организации физического воспитания на гармоничность физического развития проявилось именно у мальчиков.
Оценка динамики других показателей развития детей показала, что при надлежащей организации дифференцированное по полу физическое воспитание создаёт благоприятные условия для развития функциональных резервов и физических качеств как мальчиков, так и девочек.
Результаты проведённых исследований указывают на целесообразность увеличения в структуре урока физической культуры с девочками доли активных упражнений и подвижных игр, направленных на развитие функций внешнего дыхания, устойчивости к гипоксии, нервно-мышечного аппарата, а также скоростных, скоростно-силовых и координационных возможностей, ловкости.