Исследование и сравнительная оценка функциональной кумуляции наночастиц оксида меди (II) при многократной пероральной экспозиции
Вы здесь
При многократном пероральном введении наночастиц оксида меди (II) (CuO) установлена гибель 50 % особей животных опытной группы. При экспозиции микрочастицами CuO гибели не установлено. В цельной крови отмечено повышение доли сегментоядерных нейтрофилов, количества лейкоцитов и снижение доли лимфоцитов при действии наночастиц CuO относительно изменения данных показателей при введении микроразмерного аналога. Более высокие уровни активности аланинаминотрансферазы, амилазы и лактатдегидрогеназы зафиксированы в плазме крови животных опытной группы относительно группы сравнения. При действии наночастиц CuO, в отличие от действия микрочастиц, установлены гиалиново-капельная дистрофия гепатоцитов и эпителия проксимальных канальцев почек, центролобулярный некроз печени. Обобщение полученных результатов может свидетельствовать, что наночастицы CuO обладают более выраженной функциональной кумуляцией относительно частиц микродисперсного аналога.
Комментарии - 8
Добрый день, уважаемый автор статьи!
Актуальность и необходимость исследований в данной области не вызывает сомнений.
Марк Сергеевич, подскажите, пожалуйста, проводилась ли оценка токсических эффектов наночастиц оксида меди при ингаляционных воздействиях?
Здравствуйте, уважаемая Юлия Вячеславовна!
Спасибо за проявленный интерес к статье.
Да, мы проводили исследование токсичности наночастиц оксида меди (II) при однократном ингаляционном воздействии в течение 4 часов и многократном ингаляционном воздействии в течение 10 суток по 4 часа ежедневно.
Добрый день, присоединяюсь к Юлие Вячеславовне - замечательная статья!
Хотелось бы также узнать, проводились ли Вами эксперименты на изучение хронического и субхронического воздействия СиО?
Здравствуйте, Александра Владиславовна!
Благодарю Вас за проявленный к статье интерес.
Исследования субхронического и хронического воздействий наночастиц оксида меди (II) нами не проводились. Однако, несомненно, что эксперименты по изучению данных воздействий актуальны для установления дозо- и времязависимых эффектов, поэтому, возможно, мы выполним такие исследования в будущем.
Добрый день, Марк Сергеевич. Скажите, пожалуйста, при получении суспензии наночастиц оксида меди не меняется ли размерность частиц (их агломерация, например)?
Здравствуйте, Марина Валерьевна!
Вопрос о стабильности размера наночастиц в составе суспензий действительно интересен. В дальнейшем мы планируем проведение исследования по установлению гидродинамического диаметра наночастиц оксида меди (II) методом динамического лазерного светорассеяния. На данный момент могу сказать, что в научной литературе имеются данные о зависимости устойчивости данного наноматериала к агрегации от рН среды, а именно - при снижении значения рН в щелочной среде снижается сила электростатического отталкивания, что приводит к образованию агломератов, при уменьшении значения рН в кислой среде сила отталкивания возрастает, что препятствует образованию агломератов. Наименьшая стабильность суспензий наночастиц оксида меди (II) установлена при значениях рН близких к 6. Исходя из этого можно предположить, что в водных суспензиях, использованных для наших экспериментов, происходила агломерация наночастиц, но в дальнейшем агломераты распадались под воздействием кислой среды желудка.
Добрый день, Марк Сергеевич. Актуальное и интересное исследование. В работе Вы отмечаете нарушения со стороны многих систем и органов при пероральнй экспозиции наночастиц оксида меди. С чем Вы связываете развитие выраженных изменений в дыхательной системе при пероральном поступлении наночастиц? И были ли различия в поражении респираторного тракта в экспонированных группах?
Здравствуйте, Ольга Анатольевна!Спасибо за вопросы.
Развитие патоморфологических изменений в тканях лёгких, отмеченных при пероральной экспозиции нано- и микрочастицами оксида меди (II), вероятно связано с тем, что данные материалы в процессе всасывания в кишечнике попадают в кровеносное русло, распространяясь по организму, в том числе в лёгкие. Возможно, в кровеносное русло попадают не только частицы, а ещё и ионы Cu2+, образующиеся при растворении нано- и микродисперсного оксида меди (II) в кислой среде желудка. В таком случае, действием ионов Cu2+ можно объяснить отсутствие различий в поражении лёгких у животных экспонированных нано- и микрочастицами.