— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Причины и факторы, влияющие на качество атмосферного воздуха в Российской Федерации

Вы здесь

Аннотация: 

В данном исследовании выполнен гигиенический анализ выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников и гигиеническая оценка качества атмосферного воздуха за 2007–2019 гг. По результатам гигиенического анализа установлено, что общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2019 г. составил 32,4 млн тонн (от стационарных источников – 17,1 млн тонн, от автотранспорта – 15,1 млн тонн). Превышения регистрируются по бенз(а)пирену (до 4,83%), взвешенным веществам (до 2,2%), углероду (до 3,7%), фенолу (до 1,57%), меди оксиду (до 2,72%), метанолу (до 4,46%), никелю оксиду (до 8,95%) и др. Установлен перечень из 17-ти приоритетных загрязняющих веществ: фенол, бензол, диметилбензол, диВанадия пентоксид, никель, медь, свинец, этилбензол, сероуглерод, формальдегид и пр. Параметризованы модели причинно-следственных связей между факторами, оказывающими влияние на состояние атмосферного воздуха, и процентом нестандартных проб различных веществ, отражающим его качество.

Ключевые слова: 
атмосферный воздух, выбросы загрязняющих веществ, мониторинг, приоритетные факторы, математическое моделирование
Комментарии - 8

Добрый день, уважаемые авторы! Благодарю Вас за данный доклад - это было очень информативно.
У меня есть два вопроса к Вашей работе:
Во-первых, в "результатах" Вы указываете, что при анализе полученных данных было обнаружено увеличение выбросов ЛОС и оксидов азота за последние 12 лет (в материалах и методах Вы указываете, что это выбросы из стационарных источников), но выбросы из самих стационарных источников за эти же 12 лет снизились (вероятно, за счет других факторов?). Однако в выводах Вы указываете, что улучшение качества атмосферного воздуха произошло в результате снижения выбросов ЛОС и оксидов азота из этих же стационарных источников. Прошу Вас прокомментировать данный момент.
Во-вторых, при расчете коэффициента детерминации связь между факторами тем сильнее, чем выше данный коэффициент, то есть, грубо говоря, насколько процентов фактор "у" зависит от фактора "х". Почему тогда Вы, получая R2=0,03–0,1 по влиянию фенола, бензола и ксилола на выбросы ЛОС от стационарных источников и получая R2=0,57 по влиянию оксида меди на «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников», никак не комментируете разницу в силе данной связи? Кроме того, Вы получаете результат, что "увеличение доли нестандартных проб фтористых газообразных соединений (в пересчёте на фтор)(больше 1 ПДК) напрямую зависит от «Индекса промышленного производства (% к предыдущему году)» (р=0,03, R2=0,02)", хотя зависимость составляет всего лишь 2%?

Добрый день, Александра Владиславовна! Благодарим за проявленный интерес к нашей статье. 1) Да, все верно, снижение произошло за счет других факторов (выбросов твердых веществ (на 36,6%) и ряда тяжелых металлов (кадмия оксида, диВанадия пентоксида, никеля, мышьяка и др.)), общероссийские тенденции свидетельствуют о росте выбросов ЛОС по РФ, а модели строились по 80 субъектам РФ и полученная модель свидетельствует, что на тех территориях, где качество воздуха улучшилось, оно в числе прочих причин связано со снижением выбросов ЛОС на данных территориях. При этом на отдельных территориях произошел рост выбросов ЛОС;
2) По второму вопросу: исследовательская работа и ее результаты существенно шире отраженных в статье. Мы понимаем, что наличие связи - это всего лишь ее наличие по математическим моделям. При этом, мы также понимаем, что сила связи и влияние факторов в каждом случае очень вариабельны. Результаты, изложенные в статье, отразили результаты линейного моделирования, и в этом случае не учитывалось синергическое или антагоническое влияние совместного действия анализируемых факторов. В перспективе данного исследования планируется выполнить построение множественных моделей, и, возможно, использование нейросети в прогнозировании качества атмосферного воздуха. Полученные результаты будут обязательно отражены в следующих наших публикациях.

Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, учитываете ли вы неравномерность распределения загрязнителей над территориями разного типа ландшафта?

Добрый день, Антон Валерьевич! Благодарим за вопрос! Выполненный в качестве данного исследования анализ оперировал укрупненными данными (выбросы химических веществ на территории) и не учитывал распространение загрязнителей на территории с учетом ландшафтных параметров, розы ветров, неблагоприятных метеоусловий и пр. Данные параметры могут быть учтены только в условиях оценки экспозиции на конкретных территориях с использованием программных модулей, например Эколог - город. Полученные в данном исследовании результаты будут в дальнейшем уточняться с учетом данных, полученных на территориальном уровне.

Добрый день, уважаемые авторы! Тема загрязнения атмосферного воздуха крайне актуальна, вопросы снижения уровней загрязнения атмосферного воздуха крупных городов, ставятся на самом высоком уровне.
Уточните, пожалуйста, можно ли сделать вывод о приоритетности групп источников в структуре загрязнения: автотранспорт, промышленность, теплоэнергетика?
Какие группы источников являются приоритетными при внедрении мероприятий?
Спасибо!

Добрый день, Сергей Юрьевич! Благодарим за проявленный интерес к нашей статье. Приоритетными источниками загрязнениями в большей степени являются автотранспорт и промышленные предприятия: черной и цветной металлургии, угольной,горнодобывающей, химической и других промышленностей. На данные источники направленны мероприятия по снижению выбросов в атмосферный воздух.

Уважаемые авторы! Как "Объем выбросов метана" может влиять на долю нестандартных проб по алканам С12-19?

Добрый день, Элла Викторовна! Спасибо за вопрос! Я попробую вам пояснить, как я это понимаю. Метан широко используется в качестве моторного топлива для автомобилей, а также он является первым членом гомологического ряда насыщенных углеводородов. Алканы являются насыщенными углеводородами и простейшим представителем которых является метан. Поскольку эти вещества непосредственно схожи по своей химической структуре, метан подобно другим алканам может вступать в различные реакции с другими веществами либо преобразовываться. Из этого следует, что концентрация алканов, уже содержащихся в воздухе, может изменяться за счет дополнительных выбросов метана от автотранспорта (увеличиваться или уменьшаться).

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.