— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Клинические аспекты заболеваний щитовидной железы у кадетов

You are here

Аннотация: 

Специфика военно-прикладного профиля обучения среди инновационных образовательных учреждений способствует формированию нарушений состояния здоровья, связанных с повышенными учебными и физическими нагрузками. Высокая общая суммарная образовательная нагрузка приводит у воспитанников кадетской школы к перенапряжению адаптационных процессов и нейроэндокринным нарушениям.
Цель исследования – выявить особенности тиреоидной патологии у мальчиков кадетской школы. Проведено углубленное клиническое обследование 183 мальчиков (средний возраст 12,28±0,52 лет), обучающихся в кадетской школе (группа наблюдения). Группу сравнения составили 73 ученика средней образовательной школы (средний возраст 11,97±0,77 лет). По результатам проведенного исследования установлено, что у 59,7% кадетов встречались заболевания эндокринной системы, при этом каждый второй учащийся имел патологию щитовидной железы. Признаки аутоиммунного тиреоидита диагностировали в единичных случаях у кадетов, обучающихся в средних классах. У ⅔ мальчиков кадетской школы выявлены структурно-функциональные изменения щитовидной железы, проявляющиеся у каждого четвертого ребенка увеличением объема органа и изменением кровотока в железе, у каждого пятого – наличием кистозно-расширенных фолликулов. Отмечено, что вероятность увеличения тиреоидного объема возрастает в 4,6 раза у мальчиков-кадетов к старшим классам. Установлено, что у школьников кадетской школы уровень тиреотропного гормона в крови был ниже в 1,5 раза, а содержание Т4 свободного имело тенденцию к снижению относительно группы сравнения. Кроме того, у кадетов уровень аутоантител к тиреопероксидазе был выше в 6,9 раза, к тиреоглобулину – в 1,5 раза, чем у мальчиков средней общеобразовательной школы.

Ключевые слова: 
школьники, патология щитовидной железы, кадеты, тиреоидный статус, клиническое обследование
Comments - 16

Добрый день!
Альбина Мавлетьяновна, скажите пожалуйста, с чем может быть связаны нарушения кровотока в щитовидной железы? По вашему мнению они первичны или возникают уже на фоне тиреоидной патологии?

Доброе утро! Спасибо за вопрос. Лариса Викторовна, изменение кровотока бывает физиологическое при компенсаторной реакции ткани щитовидной железы к примеру на повышенные физические или умственные нагрузки. Такой вариант чаще встречается в детской практике в комплексе общего адаптационного синдрома. Второй вариант изменение кровотока ,может явиться ответом на патологический процесс. К примеру, есть научные исследования, где усиление кровотока в сочетании с диффузными изменениями тиреоидной ткани встречались у детей и подростков у которых в динамике в будущем высокий риск аутоиммунного тиреоидита. Может быть, сочетание усиления кровотока и узлового образования с ростом узла в динамике. Инфекционные (чаще при вирусной инфекции) подострый и острые тиреоидиты сопровождаются в 95% с усилением кровотока. Отдельно стоит отметить диффузно-токсический зоб при котором сильно ускоряется кровоток в щитовидной железе. Однако, есть варианты патологии, когда одна и та же этиология может как усилить кровоток , так и снизить. Очаговые изменения ,рак щитовидной железы, эндемический зоб могут как ускорить , так и снизить скорость кровотока. Снижение кровотока происходит при атрофических процессах и вторичном гипотиреозе, в детской практике данные варианты патологии встречаются крайне редко. В основном изменение кровотока тиреоидной железы у детей и подростков периферического генеза - что является первичным. Вторичное изменение кровотока щитовидной железы, центрального ,или гипоталамо-гипофизарного генеза, в детской популяции встречается очень редко. В нашем исследовании усиление или ослабление кровотока во всех группах носило первичный тиреоидный генез.

Добрый день, Альбина Мавлетьяновна!
Спасибо за представленный материал.
Не могли бы Вы уточнить, дети у которых выявлено лабораторное снижение ТТГ, имели какие-либо клинические проявления гипотиреоза?

Доброй утро! Ирина Евгеньевна, спасибо за проявленный интерес к нашему исследованию. У детей и подростков со сниженным уровнем тиреостимулирующего гормона клинических проявлений гипотиреоза не было, так как уровень тироксина у данных детей и подростков был в пределах референтных значений. Все случаи лабораторного снижения ТТГ носили изолированный характер, без изменения объема на УЗИ , без снижения или повышения тироксина и клинической картины тиреоидной патологии.

Добрый день, Альбина Мавлетьяновна. Какая патология щитовидной железы преобладала у учеников кадетской школы? Спасибо за ответ.

Доброе утро, Екатерина Николаевна! Спасибо за вопрос и проявленный интерес к нашей научной работе. Среди тиреоидной патологии у учащихся кадетской школы лидировал эндемический зоб, в большинстве случаев с эутиреодным статусом. Данный вид патологии у кадетов имел увеличение частоты встречаемости в возрастной тенденции и причинно-следственную связь с увеличением учебной нагрузки от начальной школы к старшеклассникам.

Уважаемая Альбина Мавлетьяновна! Высокие требования (повышенные учебные и физические нагрузи) характерны не только для воспитанников кадетской школы, но и других современных учебных заведений (спортивные школы, специализированные школы, школы с углубленным изучением различных дисциплин). Возможно ли изучить особенности формирования патологии щитовидной железы у воспитанников разных инновационных образовательных учреждений с целью определения приоритетной либо характерной для данного направления патологии? Благодарю за ответ.

Доброе утро, Ирина Владимировна! Спасибо за интересный вопрос. Изучения вопросов проблемы здоровья школьников в своевременном обществе очень актуальны , так как школьники проводят 45-60% своего детства в школьной среде. Наше исследование показало, что генез тиреоидной патологии среди детей и подростков общающихся в разных типовых образовательных учреждениях в зависимости от специфики образовательного процесса оказывается разный эффект на функцию щитовидной железы и тиреоидную ткань. Данные факты дают основание предполагать необходимость учитывать факторы влияющие на школьников в зависимости от типа нагрузки и к каким нозологическим формам может привести та или иная нагрузка, или воздействие . К примеру, есть научные зарубежные исследования, где доказано, что определенная физическая нагрузка сокращает время адаптационного синдрома и тиреоидная ткань быстрее адаптируется к изменению экзогенных факторов. Изучение формирования патологии щитовидной железы у школьников из разных типовых образовательных учреждений, особенно с применением инновационных технологий в виде интерактивных материалов, перспективны в плане разработки профилактики , выявления ранних маркеров при рисках патологии и своевременного дебюта терапии для предотвращения необратимых изменений.

Глубокоуважаемая Альбина Мавлетьяновна! Спасибо за интересное сообщение и скрупулезный детальный анализ материала.В Вашем исследовании отмечается, что распространенность эндокринных заболеваний у обследованных - учащихся кадетской школы - 59,7%. Вопрос: Уточните, пожалуйста, имеются ввиду эндокринные заболевания по МКБ10 или признаки патологии, выявленные лабораторными и функциональными методами исследования? У Вас в докладе - "Высокая общая суммарная образовательная нагрузка приводит у воспитанников кадетской школы к перенапряжению адаптационных процессов и нейроэндокринным нарушениям", при этом распространенность эндокринных заболеваний выше в группе сравнения - 65,7%. Вопрос: условия образовательных школ более неблагоприятные для "функционала" эндокринной регуляции в сравнении с условиями кадетской школы? Спасибо.

Доброе утро! Олег Владимирович, спасибо за вопрос! Ответ на первый вопрос: После проведенного углубленного клинико-лабораторного обследования кадетов и школьников из общеобразовательной школы нами были сформулированы клинические диагнозы согласно МКБ-10. Данные диагнозы были поставлены на основании не только лабораторных и функциональных изменений, но и осмотра, жалоб, антропометрии и анамнеза каждого обследуемого ребенка. Ответ на второй вопрос: Стоит отметить, что цифры 59,7 % и 65,7% близкие по значению , а тот факт, что в группе сравнения на 6% больше детей с эндокринной патологией связано скорее всего с параметрами исследование которых в рамки нашей научной работы не входило, что привело к относительной погрешности. Необходимо учитывать факторы влияющие на школьников в зависимости от профиля и типа образовательной школы. В условиях образовательной школы преобладает гиподинамия, и базируясь на этом запускается каскад обменных нарушений. В условиях же кадетской школы происходит перенапряжение адаптационных процессов и у кадетов развиваются обменные нарушения на основе дисбаланса антиоксидантной системы и аутоагрессии иммунных клеток. Нозологические формы у кадетов и учеников из общеобразовательной школы отличаются. Поэтому нельзя сказать, что условия в общеобразовательной школе сильнее способствуют развитию эндокринной патологии.

Здравствуйте, Альбина Мавлетьяновна! Скажите пожалуйста, какие исследования проводят для выявления патологии щитовидной железы в рамках медосмотра школьников в РФ?

Добрый день, Всеволод Алексеевич! Спасибо за вопрос! Согласно приказу от 10 августа 2017 года N 514н
О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (с изменениями на 13 июня 2019 года) впервые детский эндокринолог в рамках медицинского осмотра консультирует в 10 лет. Ультразвуковое исследование и оценка тиреоидного статуса в алгоритм медицинского осмотра школьников не входит. К примеру, если педиатр на медицинском осмотре у ребенка 7 лет заподозрил патологию щитовидной железы, то он направляет на прием к детскому эндокринологу (не в рамках медосмотра) и уже детский эндокринолог оценивает и назначает дополнительные инструментальные и лабораторные исследования данному ребенку для постановки диагноза ,или исключения.

Уважаемая Альбина Мавлетьяновна! Уточните, пожалуйста. Относительно заболеваний щитовидной желез, какие диагнозы были установлены в соответствие с МКБ 10? Кадеты, это не просто школьники. Они проходят медицинский осмотр не только как несовершеннолетние. У них профотбор. В течение обучения - динамическое наблюдение, т.к. выпускники учебного заведения потенциальные курсанты высших военных заведений. Эндокринные заболевания противопоказания. Если уже на ранних этапах половина кадетов имеют противопоказания, они должны быть отчислены? Или это все-таки дезадаптация?

Здравствуйте ! Спасибо за вопрос . Были установлены такие диагнозы по МКБ-10, как E01.0 диффузный (эндемический) зоб, связанный с йодной недостаточностью , E01.2 зоб (эндемический), связанный с йодной недостаточностью, E02 субклинический гипотиреоз вследствие йодной недостаточности , Е07.9 болезни щитовидной железы неуточненная, E04.0 нетоксический диффузный зоб, E03.8 другие уточненные гипотиреозы. В каждом выявленном случаи диагноз был сформулирован согласно классификации . Эндокринные заболевания щитовидной железы и выявленная тяжесть ни в одном выявленном случае не являются противопоказанием для обучения в кадетской школе. К примеру , противопоказанием по тиреоидной патологии могли явится тяжелое течение диффузно-токсического зоба, гипотиреоза, аутоиммунного тиреоидита, прогрессирующий узловой зоб, рак щитовидной железы. В нашем исследование пациенты с такими диагнозами не установлены.

Уважаемая Альбина Мавлетьяновна! По каким критериям установлены данные диагнозы? Какок, на Ваш взгляд, прогноз у детей с установленным диагнозом?

Доброе утро ! Елена Михайловна , спасибо за проявленный интерес к нашей научной работе, очень приятно. Диагнозы установлены на основании клинической картины при осмотре, анамнеза и жалоб (в том числе семейный), УЗИ картины щитовидной железы и лабораторной диагностики тиреоидного статуса и аутоагрессии. На мой взгляд , если своевременно провести профилактическую и лечебную медикаментозную коррекцию, а так же коррекцию режима дня( сбалансировать физические и умственные виды деятельности в сочетании с отдыхом), и диспансерное наблюдение до передачи во взрослую сеть , то прогноз будет благоприятный. Однако, необходимо активное участие родителей, школьного врача и центра профилактики, так как в плане превентивной медицины важно изменение школьной нагрузки и режима дня для сохранения здоровья подрастающего поколения и предупреждение развития заболеваний и необратимой патологии.