Особенности поведения обучающихся в ресурсном центре «Сеченовский медицинский предуниверсарий» в отношении собственного здоровья
Вы здесь
Старшие школьники находятся в особом периоде своей жизни, связанным с усиленной подготовкой к поступлению в вуз, что может привести к негативному влиянию на здоровье. Целью исследования было изучение особенностей поведения обучающихся в отношении собственного здоровья Ресурсного центра «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий» путём анкетирования. У 152 обследованных обучающихся 15–17 лет были выявлены: нарушение кратности и регулярности питания, никтофагия, пищевые дефициты содержания в рационе белка, овощей и фруктов. У значительной части выявлен дефицит двигательной активности. При этом учащиеся имеют жалобы вегетативного характера: испытывают беспокойство, цефалгию и частую раздражительность, отмечены частые боль в спине. Недостаток личного времени выявлен у каждого четвертого учащегося.
Комментарии - 6
Глубокоуважаемая Ольга Владимировна! Спасибо за предоставленный интересный аналитический материал по самооценке здоровья подростков. Вопрос:насколько наблюдаемая Вами в ответах респондентов распространенность неблагоприятных поведенческих факторов, прежде всего, с точки зрения, астенического состояния и нарушений в режиме и рациональности питания, связана с особенностью факторов обучения в Ресурсном центре или наблюдаемые Вами тенденции характеризуют в целом физиологические и психологические особенности подросткового возраста, так как, к сожалению, в Вашем исследовании не представлена группа сравнения? Спасибо.
Добрый день, уважаемый Олег Владимирович! Неблагоприятные поведенческие факторы среди учащихся Ресурсного центра "Сеченовский медицинский предуниверсарий" имеют сходные особенности с данным предыдущих исследований медицинских классов г. Москвы и школьников России: нарушение режима и рациона питания, нарушение режима сна, недостаточная физическая активность, недостаток личного времени. Несмотря на положительные тенденции по показателям ежедневного потребления овощей, фруктов и источников белка, они всё остаются неудовлетворительными.
Положительными аспектами, при сравнении с российскими школьниками, являются высокий процент учащихся никогда не куривших и не употреблявших алкогольные напитки, низкая распространённость употребления газосодержащих напитков, фастфуда и низкая агрессивность.
Что же касается астенического состояния обучающихся, они имеют более негативные тенденции по сравнению со сверстниками, что может указывать на взаимосвязь с факторами обучения: высокая учебная нагрузка и нерациональное её распределение, наличие дополнительных занятий, близость выпускных экзаменов.
Всё это наталкивает нас на необходимость проведения более активных мер по формированию у школьников и их родителей основ ЗОЖ и применению их в своей жизни, так как в дальнейшем эти особенности поведения могут привести к закрепления вредных для здоровья привычек, что так же может негативно влиять на качество жизни и здоровье уже взрослого человека.
Благодарю за вопрос!
Уважаемые коллеги! Спасибо за доклад - всегда интересно знакомиться с результатами исследований на стыке социологии и медицины. Вы справедливо пишите, что социальные факторы (социально-экономический статус семьи, особенности социализации подростка, условия его жизни) вносят значимый вклад в формирование поведения в сфере здоровья. Скажите, пожалуйста, являются ли учащиеся Ресурсного центра "Медицинский Сеченовский Предуниверсарий" в этом смысле специфической социальной группой? Судя по всему, в вашем учебном заведении дети ориентированы на научно-исследовательскую работу, мотивированы, профориентированы и пр. Не является ли это показателем их принадлежности к "благополучному" социальному слою, что может оказаться решающим детерминантом сформированных поведенческих моделей?
Спасибо
Здравствуйте, уважаемая Наталья Александровна! Старшие школьники, обучающиеся в Ресурсном центре "Сеченовский медицинский предуниверсарий", а также обучающиеся профильных классов медицинского профиля, как наиболее близкие, имеют более высокие показатели мотивации к обучению и получению специальных навыков, характерных для профессии врача, на довузовском этапе. Школьники, поступающие к Ресурсный центр должны пройти вступительные испытания, что говорит о высоком проценте учащихся, целенаправленно выбравших профессию врача и проделавших для этого большую работу, что косвенно может указывать о благополучном социальном положении этих подростков. Сложно говорить о специфической социальной группе, так как требуется дополнительные показатели, что не входило в цели нашего исследования, но является интересным вопросом в рамках не только нашего Ресурсного центра,но и обучающихся медицинского профиля в целом.
Что же касается детерминации формирования поведенческих моделей вопрос очень интересный, так как несмотря на завершение подросткового периода и вступление во взрослую жизни, подростки открыты для получения нового опыта, знаний и умений. в связи с этим для педагогов и медицинского персонала остаётся открытым путь формирования моделей поведения, отличных от уже сформированных или только формирующихся.
Спасибо за вопрос!
Добрый день, уважаемые коллеги. Спасибо за интересную и актуальную тему исследования. Подскажите пожалуйста, вы только изучали частоту приема тех или иных продуктов у школьников или объем порции так же был включен в анкету, исследовали ли как то приверженность семьи этих школьников к здоровому образу жизни и были ли даны практические рекомендации по изменению образа жизни для сохранения здоровья в индивидуальном порядке?
Здравствуйте, Надежда Ивановна!
Ввиду того, что исследование включало в себя изучение поведение подростков в отношении своего здоровья на основании анкеты HBCS, то питание детей не изучалось более детально и изучение объёма потребляемых продуктов не вошёл в опросный лист.
При проведении дополнительных исследований, было выявлено, что только у половины учащихся присутствует установка на ведение здорового образа жизни. Для обучающихся Ресурсного центра, имеющего медицинское направление, данный показатель недопустимо низкий и требует активной работы с подростками в первую очередь со стороны преподавателей и медицинского персонала, активно работающими с подростками, что также требует обучения работников учреждения гигиеническим основам ведения здорового образа жизни.