— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Совершенствование системы нормативных источников обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в современной России

Вы здесь

Аннотация: 

В статье рассматриваются актуальные проблемы теории и практики систематизации и применения российского законодательства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, анализируются правовые пробелы механизма правового регулирования санитарно-эпидемиологического надзора, причины теоретической и нормативной неопределенности отдельных положений, отсутствие нормативно закрепленных процедур и дефиниций, влекущих возможность двойного толкования санитарных правил. На основе комплексного анализа научных работ, включая диссертационные исследования по указанной тематике, делается вывод о необходимости проведения дальнейших научных изысканий в области систематизации и применения нормативных источников обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации.
Целью исследования, представленного в статье, автор избрал научный анализ теоретических и правовых основ механизма административно-правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и отношений, а также выработка научно обоснованных предложений по их совершенствованию и систематизации.
Объектом исследования избраны общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора по обеспечению благополучия населения в Российской Федерации, предметом – механизм административно-правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из общетеоретических методов в работе были использованы системный метод, методы анализа и синтеза, диалектический метод, моделирование. Частнонаучные методы были представлены нормативно-логическим, системно-структурным методами и методом сравнительного правоведения. Результатами исследования являются теоретико-прикладные выводы о проблемах, связанных с закреплением санитарных требований в российской правовой системе, а также авторские предложения по совершенствованию и систематизации санитарного законодательства.

Ключевые слова: 
санитарно-эпидемиологический надзор, санитарные правила, административно-правовое регулирование, система нормативных источников, кодификация законодательства, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Комментарии - 4

Глубокоуважаемый Михаил Павлович! Поднятая Вами проблема систематизации и совершенствования механизма административно-правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения крайне важна и актуальна. Однако есть серьезные замечания по дизайну Вашего исследования. Заявленные Вами методы: анализа и синтеза, диалектический метод, системный метод, моделирование, нормативно-логические, системно-структурные методы и метод сравнительного правоведения, также как и основные результаты использования каждого из них Вами в статье и презентации не приведены, исключительно только обсуждение и Выводы. Вопрос: одна из основных задач исследования - "выработка научно обоснованных предложений по их (санитарно-эпидемиологических норм) совершенствованию и систематизации", что включают в себя эти предложения помимо расширения кодификации, в работе они не акцентированы? Спасибо.

Уважаемый Олег Владимирович! Большое спасибо за Ваши замечания и вопрос. Нами было проведено более глубокое комплексное исследование регламентации санитарного законодательства, не отражены некоторые тезисы по причине ограничения доклада по объёму. Помимо точек зрения различных авторов, нами были проработаны некоторые предложения по систематизации санитарного законодательства.
На основе анализа проведенных исследований в области правового регулирования читателю авторами предлагаются три варианта стратегии кодификации национального законодательства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.
1. Разработка и принятие Кодекса об охране здоровья граждан в Российской Феде-рации (КоОЗ), регламентирующего деятельность органов здравоохранения и других субъектов по оказанию медицинских услуг в процессе обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и др. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что незавершенность становления национального законодательства в этой области, очень широкий круг отношений, подлежащих правовой регламентации, позволяют сделать определенные выводы о целесообразности разработки и принятия такого сводного закона с учетом особенностей современного законодательства о здравоохранении.
2. Разработка и принятие Кодекса о санитарно-эпидемиологическом благополучии Российской Федерации (КоСЭБ) представляется научно обоснованным и верным решением по кодификации в силу достаточности сформированной нормативной базы, сложившейся устойчивой системы организационных и правовых отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
3. Разработка и принятие Кодекса обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (санитарного кодекса) Российской Федерации, с меньшим объемом право-вой регламентации правовых и организационных основ деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основной целью которого, является законодательное закрепление понятий, содержания, форм и методов деятельности субъектов санитарного контроля, регулирование процедур проводимых проверок и расследований, порядок составления и применения процессуальных документов, в том числе досудебных процедур при возникновении административных споров и жалоб граждан.
Учёным и законодателю предлагается применение какой-либо из моделей систематизации в зависимости от складывающейся политической, социально-экономической и правовой обстановки в России.

Добрый день, Михаил Павлович! Спасибо за представленный доклад. Несомненно, переизбыток нормативно-правовых актов затрудняет работу службы, а иногда и ставит в тупик при возникновении противоречий. Однако, стоит отметить, что современная нормативная база постоянно совершенствуется путем пересмотра документов, оперативной разработки новых документов, отвечающих потребностям времени.
Идея создания КоСЭБ достаточно интересна. Какой вы видите структуру кодекса? Не останутся ли те же самые вопросы (проблемы) внутри нового документа?

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Большое спасибо за вопрос, постараюсь ответить расширенным образом.
Разработка и принятие Кодекса обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (санитарного кодекса) Российской Федерации, с меньшим объемом правовой регламентации правовых и организационных основ деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основной целью которого, является законодательное закрепление понятий, содержания, форм и методов деятельности субъектов санитарного контроля, регулирование процедур проводимых проверок и расследований, порядок составления и применения процессуальных документов, в том числе досудебных процедур при возникновении административных споров и жалоб граждан.
По своей структуре такой вариант кодифицированного закона тоже будет отличаться от классических кодексов в силу специфики предмета правового регулирования и разнородности правовых норм, отличающихся по юридической силе и содержанию. По сути, речь идет о подобии процессуального кодекса санитарной деятельности с элемента-ми норм материального права, регламентирующими основания, порядок и условия применения мер административного принуждения (административного предупреждения, административного пресечения; административно-процессуального обеспечения, административно-восстановительных и иных мер). Возможна детальная регламентация процессуальных полномочий должностных лиц, осуществляющих санитарный контроль и надзор, а также применения различных вариантов мер обеспечения карантинных мероприятий.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.