— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Применение принципов риск-ориентированного надзора в разработке перечня действий Роспотребнадзора при чрезвычайных ситуациях (на примере химического загрязнения атмосферного воздуха)

You are here

Аннотация: 

В результате проведённой работы был разработан перечень действий органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), учитывающий численность экспонированного населения, продолжительность воздействия (экспозиции), кратность превышения ПДК веществ и уровень риска здоровью, формируемый выбрасываемыми в атмосферный воздух веществами – «инициаторами» чрезвычайных ситуаций. Разработанный порядок действий включает в себя управленческие решения, а также надзорные и лечебные мероприятия для Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов РФ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» субъектов РФ, научно-исследовательских организаций Роспотребнадзора. Данный перечень действий направлен на повышение оперативности деятельности органов и организаций федеральной службы в условиях инициирования и развития чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: 
чрезвычайные ситуации, Роспотребнадзор, оценка риска здоровью, атмосферный воздух, экспозиция
Comments - 8

Спасибо за интересную статью. Просмотрела документы из списка литературы, но так и не разобралась с классийфикацией ЧС с учетом коэффициента и индекса опасности. Могли бы вы привести классификацию ЧС, которой вы руководствовались при выборе действий Роспотребнадзора с учетом значений коэффициента и индекса опасности? Эти значения были вами разработаны?

спасибо за вопрос! Эти значения были разработаны на основании международной классификации рисков. При этом мы отталкивались также и от классификации, разработанной Министерством чрезвычайных ситуаций, учитывающей количество поражённого населения и величину экономического ущерба

Сергей Евгеньевич, знаю, что изложенные подходы были систематизированы в виде методических рекомендаций. А в какой стадии сейчас находится данный документ? Как на него реагировали регионы, в которые методика была направлены для рецензирования?

спасибо за вопрос! Документ был направлен в Центральный аппарат на утверждение. Центры гигиены и эпидемиологии субъектов и научные учреждения, в которые был направлен проект документа, принимали активное участие в корректировке документа. К нему отношение было положительное, как с точки зрения "практиков", так и с точки зрения "теоретиков"

Здравствуйте, уважаемый Сергей Евгеньевич! С интересом прочитала все классификации. Теория понятна. Но честно говоря, я так и не поняла, какой именно "порядок действий" разработан согласно цели вашего исследования. Может быть на примере это было бы нагляднее. И ещё: к научно-исследовательский действиям вы отнесли оказание специализированной помощи. А что конкретнее вы подразумеваете под этим термином?

спасибо за вопрос, Зоя Александровна! Порядок действий довольно объёмный, он определяется, как я и обозначил в статье, рядом факторов.
К примеру, произошёл выброс какого-либо химического вещества на предприятии. Управление Роспотребнадзора получает об этом информацию и передаёт в ФБУЗ распоряжение о выезде к объекту и замерах. Данные о замерах ФБУЗ передаёт в научно-исследовательскую организацию. Та, в свою очередь занимается оценкой риска, формируемого этим выбросом. Параллельно Управление собирает КЧС, где информирует об уровне риска и количестве пострадавших. Открывается "горячая линия" для пострадавших, оказывается содействие в юридической помощи, принимается решение об эвакуации (если это необходимо). Научно-исследовательские организации по итогам оценки риска могут (при соответствующем распоряжении) также направляться в зону ЧС для оказания помощи. Специализированная помощь подразумевает проведение исследований и оказание медицинской помощи, объём и спектр которой зависит от того, что за вещество было выброшено в атмосферу, какие у него критические органы и системы.
По мере продолжения выбросов проводятся замеры концентраций вещества в атмосфере, оценка риска здоровью, оказывается медицинская и другая помощь и так до объявления об окончании ЧС.
Это если очень кратко

Благодарю за ответ, уважаемый Сергей Евгеньевич! Получается, что для каждой научно-исследовательской организации определены курируемые субъекты РФ, для которых она обязана заняться оценкой риска в случае ЧС?

необязательно. Из практики работы учреждения могу сказать, что мы занимаемся оценкой риска для любого субъекта вне зависимости от его расположения и принадлежности федеральным округам