— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

О принципах пересмотра санитарно-эпидемиологических требований в условиях реализации механизма «Регуляторной гильотины»

Вы здесь

Аннотация: 

В статье показано, что для обеспечения безопасной среды обитания и санитарно-эпидемиологического благополучия в современной России контрольно-надзорное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в системном реформировании.
Объектом исследования являлись нормативно-правовые акты и методические документы, регулирующие отношения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также обязательные нормативы и требования, изложенные в данных документах и предъявляемые службой Роспотребнадзора в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Цель – систематизация принципов актуализации и пересмотра санитарных правил в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» для совершенствования и модернизации обязательных требований при предоставлении услуг населению.
Материалы и методы. Применены различные методы научного познания для установления научно обоснованного подхода к пересмотру и переосмыслению требований с учетом современных реалий.
Результаты исследования. В нормативно-правовых и методических документах, касающихся обеспечения безопасности услуг, выявлены избыточные и излишне детализированные требования. Предложен принцип одномоментного детального изучения целого спектра нормативно-методических документов, регулирующих различные сферы санитарного законодательства и отбора приоритетных требований для исключения из санитарно-эпидемиологических правил необоснованных требований, предъявляемых к гражданам и юридическим лицам. В результате выполнения работы предложен проект санитарно-эпидемиологических правил при предоставлении услуг населению.

Ключевые слова: 
«регуляторная гильотина», санитарно-эпидемиологические правила, реформа контрольно-надзорной деятельности, безопасность для здоровья населения, санитарное законодательство
Комментарии - 4

Cпасибо за интересную статью. хотелось бы больше получить информации, но мы ограничены объемом статьи. могли бы вы привести пример пересмотра санитарно-эпидемиологических требований, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес с целью организации его деятельности на основе инвестиций в современные и перспективные технологии?

Элла Викторовна, спасибо за проявленный интерес к статье. Актуализация санитарно-эпидемиологических требований, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес связана с необходимостью исполнения хозяйствующими субъектами условий, соответствующих современным требованиям. К примеру, в новых санитарно-эпидемиологических правилах исключены устаревшие требования к показателям совмещенного освещения и устанавливается обязательное соблюдение гармонизированных с международными стандартами, требований средней освещенности, объединенного показателя дискомфорта (UGR), что тем самым способствует применять современные источники света и световые приборы в организациях, оказывающих услуги населению.

Уважаемая Светлана Валентиновна, спасибо за интересный материал! Переосмысление контрольно-надзорной деятельности в РФ очень актуальная задача, как для самой службы Роспотребнадзора, так и для бизнеса. Полностью с вами согласен в части упразднения излишних, особенно описательных требований, которые по своей сути не касаются основной функции надзора - обеспечения благополучия и здоровья граждан. Современные методы обеспечения безопасности граждан, в частности в западных странах, достигаются путём самоконтроля бизнеса, внедрения принципов HACCP, стандартизации системы менеджмента качества, санитарно-эпидемиологический аудита и другие.
1. Как на ваш взгляд, созданы ли в РФ условия, которые позволят предпринимателям самостоятельно и с полной ответственностью регулировать свою деятельность, не нарушая при этом прав потребителей? Другими словами действуя "не из под палки" надзорных органов и ставя приоритет прежде всего здоровье и благополучие потребителя, а уже потом маржинальную прибыль.
2. Знакомы ли вы с опытом упразднения (точнее резкого сокращения) санитарного законодательства в Республике Казахстан? Если, да, то имеются ли какие-нибудь статистические данные по изменению (негативному или позитивному) санитарно-эпидемиологического благополучия граждан?
3. Насколько я понимаю "гильотина" предполагает послабление контроля со стороны Роспотребнадзора, но при этом увеличение ответственности со стороны бизнеса не предусматривается. Как вы считаете не получится ли дисбаланс в системе "надзор-бизнес-потребитель" после проведения "регуляторной гильотины", когда бизнесу будет проще оплатить условный штраф, чем соблюсти все стандарты качества?

Уважаемый Максим Владиславович, спасибо за вопросы!
Отвечая на первый вопрос: действительно можно предполагать, что в настоящее время в правовом поле не в полной мере отражены условия, которые бы позволяли предпринимательскому сообществу регулировать свою деятельность, не нарушая при этом прав потребителей. Мы надеемся, что санитарно-эпидемиологические правила, разработчиками которых мы являемся, будут способствовать соблюдению бизнесом обязательных требований с учетом безопасности для здоровья потребителей.
По второму вопросу. Да, мы знакомы с опытом дерегулирования в Казахстане. В Республике ведется реформирование контрольно-надзорной деятельности. Анализ имеющейся в открытом доступе информации показал, что, несмотря на проводимые реформы, еще существует серьезная нагрузка на бизнес. Вместе с тем,планируется полномасштабная ревизия контрольно-надзорной деятельности государственных органов, в этой связи на сегодняшний день информации и статистических данных о ходе реформы санитарного законодательства пока крайне недостаточно для того,чтобы делать конкретные выводы об эффективности реформ и состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия.
В ответе на третий вопрос хочу подчеркнуть, что реформа контрольно-надзорной деятельности не предполагает снятие с хозяйствующих объектов ответственности за обеспечение безопасности для здоровья населения при производстве товаров или оказании услуг. Рассчитываем, что с введением новых санитарных правил и порядка организации контрольно-надзорных мероприятий не возникнет дисбаланса в системе "надзор-бизнес-потребитель", поскольку "гильотина" не только устраняет и упрощает большое количество требований, но и предполагает процедуру оценки регулирующего воздействия, в которую входит предварительное ознакомление представителей бизнеса с новым нормативно-правовым актом. Такое публичное общественное обсуждение и консультации позволяют получить максимум информации по возможным эффектам внедрения нового регулирования, учесть замечания предпринимательского сообщества и сформировать объективную позицию в отношении готовящегося документа.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.