— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Оценка результативности и эффективности деятельности управления Роспотребнадзора по г. Москве по контролю за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

You are here

Аннотация: 

Объектом исследования является деятельность по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека в условиях мегаполиса, такого как Москва.
Цель исследования – оценка эффективности этой деятельности по объективным показателям, таким как динамика обращений граждан по вопросам соблюдения санитарного законодательства на объектах, принимаемые управленческие решения, направленные на обеспечение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также законодательные инициативы с целью устранения «пробелов» в законодательстве, вызванных высокими темпами развития потребительского рынка. Выбор объектов для оценки деятельности Управления Роспотребнадзора по г. Москве проведен с учетом проблем городской среды, которые больше всего волнуют жителей Москвы: это размещение передающего радиотехнического оборудования (ПРТО) вблизи жилья, открытие кальянных или хостелов в жилых домах, обращение некурительной никотинсодержащей продукции, систем нагревания табака, парогенераторов, функционирование промышленных предприятий в условиях плотной застройки мегаполиса, негативное воздействие авиационного шума на здоровье населения.

Ключевые слова: 
Роспотребнадзор, обращения граждан, проверки, хостелы, кальянные, передающее радиотехническое оборудование, санитарно-защитные зоны, авиационный шум, «вейпы», «IQOS», «жевательный табак»
Comments - 11

Спасибо за подробную статью. очень интересен опыт Управления Роспотребнадзора по г. Москве. Скажите пожалуйста:
1. В Москве заключено соглашение между Роспотребнадзором, Росприроднадзором, ФНС и Правительством с целью понуждения правообладателей объектов, оказывающих негативное воздействие на среду обитания, с целью установления СЗЗ? Взаимодействует ли росреестр с Роспотребнадзором на территории Москвы?
2. Взаимодействует ли РОспотребнадзор с Росреестром ? Передает ли Роспотребнадзор информацию в Росреестр об установленных СЗЗ? Получает ли Роспотребнадзор информацию от Росреестра о СЗЗ, нанесенных на кадастровую карту?
3. Ведется ли работа по созданию единой базы данных с добавлением информации о ЗОУИТ? кто этим занимается?
4. Кто занимается переводом процессов Р1 и Р" в электронный вид?

Добрый день, уважаемые коллеги!
По 1 вопросу: у Управления заключены соглашения с Росприроднадзором об информационном взаимодействии и с Москомархитектурой (от Правительства Москвы), в рамках которых осуществляется обмен необходимой информацией, в т.ч. и с целью побуждения к установлению СЗЗ хозяйствующими субъектами.

По 2 вопросу. С Управлением Росреестра по г. Москве и филиалом ФГБУ "ФКП Россреестра по Москве" прорабатывался вопрос подписания соглашения, но из-за событий в России и в Мире процесс притормозился. В настоящее время все Решения об установлении, изменении или прекращении существования СЗЗ направляются в ФГБУ "ФКП Россреестра по Москве". В случае замечаний к картографическим данным, в т.ч. к XML-файлам, указанные замечания кадастровой палаты передаются нами заявителям. После устранения замечаний мы передаем исправленные данные повторно в ФГБУ "ФКП Россреестра по Москве". При нанесении зон на кадастр ФГБУ "ФКП Россреестра по Москве" информирует нас, также указанная информация размещается в открытом доступе.

По 3 вопросу. Работой по созданию единой базы санитарно-защитных зон занимается Москомархитектура, которая по соглашению с Управлением получает информацию о всех выданных Решениях по СЗЗ. Кроме того все ЗОУИТ отображены на Кадастре (в открытом доступе), для занесения в который мы передаем информацию в ФГБУ "ФКП Россреестра по Москве". Работа по созданию базы данных ПРТО на территории города Москвы начата Департаментом информационных технологий города Москвы на основании данных Управления.

По 4 вопросу - работу по переводу процессов Р1 и Р2 в электронный вид организует Департамент информационных технологий города Москвы со своими подрядчиками при поддержке и на основании данных Управления.

Алексей Игоревич! Прекрасное представление деятельности службы, видны и масштаб и широта и сложность направлений. Вместе с тем, чем измеряется результативность и эффективность действий службы. Что, на Ваш взгляд, является мерами "результативности" и "эффективности"?

Конечно же, основными показателями работы службы являются демографические показатели, отсутствие вспышечной заболеваемости, а также психо-эмоциональный комфорт населения, обусловленный в том числе и санитарно-эпидемиологическим благополучием.

Алексей Игоревич, еще вопрос в развитие....А в управлении как-то оценивается удовлетворенность населения санитарно-эпидемиологической ситуацией или деятельностью службы? Было бы крайне интересно познакомиться с таким опытом, если он есть...

Очень интересный вопрос! На самом деле объективным мерилом удовлетворенности гражданами работой службы служат их обращения в наш адрес. Конечно же, граждане не очень часто обращаются с тем, чтобы поблагодарить за решенную проблему, хотя такие случаи не единичны и очень приятны. Казалось бы увеличение количества жалоб указывает на плохую работу службы, но это понимание в условиях сегодняшних реалий несколько ошибочное. В условиях мегаполиса ежедневно появляются и исчезают различные проблемы санитарно-эпидемиологического характера и исключить и предотвратить их полностью нельзя профилактической работой службы. Таким образом, кроме положительных отзывов о работе службы среди граждан, критерием доверия к службе служат обращения граждан, их количество. Показательно также и то, что в адрес Управления люди зачастую обращаются по вопросам, совершенно не относящимся к полномочиям службы - по вопросам беспокойства от соседей, спила деревьев, незаконной предпринимательской деятельности, нарушений эксплуатации жилых домов и др. Часто они обращаются в Управление в тех случаях, когда уполномоченные органы не смогли им помочь. В этих случаях Управление направляет в уполномоченные органы обращение гражданина и, пользуясь правом, предоставленным Федеральным законом №59, предлагает проинформировать Управление о ходе решения проблемы.

Алексей Игоревич, спасибо за ответ! В рамках проекта "Чистый воздух" планируем провести социологическое исследование через прямые опросы жителей об удовлетворенности экологической ситуацией. А может, такие опросы целесообразно проводить и по санитарно-эпидемиологическим проблемам?

По вопросу проведение опросов граждан и юридических лиц по санитарно-эпидемиологическим проблемам - в том или ином виде подобные опросы проводятся на различных площадках, в т.ч. на официальных сайтах органов Роспотребнадзора. Вместе с тем, конечно же, хотелось бы расширить подобную практику для получения информации о том, что реально волнует население в целом (не только по поступающим обращениям)

Здравствуйте, уважаемый Алексей Игоревич! По первому слайду видно, что под вашим надзором находится 1968 субъектов высокого риска, а по плану 2019 г. проверками охвачено 185 таких субъектов (или 9 % от общего числа). Получается, что все субъекты высокого риска вы проверите только за 11 лет? Простите за мой глупый вопрос, а может быть я просто что-то не так поняла.

Добрый день. В рамках риск-ориентированного надзора объекты чрезвычайно высокой категории риска должны проверяться не реже, чем раз в год. Несмотря на то, что в план проверок на 2019 год включена лишь часть подобных объектов, фактически 100% подобных объектов охвачены надзором ежегодно. Это достигается следующим образом:
-для выполнения в полном объеме предписаний для подобных крупных эпидемиологически значимых объектов (разработка СЗЗ, изменение технологических процессов с целью минимизации негативного воздействия на среду обитания и т.д.) требуется, зачастую, значительное время. Таким образом, проверки по контролю предписаний подобных объектов проводятся не реже 1 раза в год.
-кроме того, крупные объекты, деятельность которых чаще всего связана с возможностью влияния на среду обитания человека, становятся предметом обращений граждан, которые связывают загрязнение воздуха, водоемов с работой этих объектов. Таким образом, почти ежегодно проводятся внеплановые проверки по согласованию с Прокуратурой либо возбуждаются административные расследования в отношении наиболее крупных предприятий чрезвычайной категории риска.
-информацию о деятельности предприятий, о результатах производственного контроля (в промежутках между проверками) Управление также получает на основании запросов в соответствии со ст. 50 ФЗ-52, направляемых в адрес предприятий в рамках рассмотрения обращений граждан (или по иным основаниям)

Таким образом, требование ФЗ-294 о 100-процентном охвате надзором объектов чрезвычайной категории риска фактически выполняется.