Содержание общего железа в питьевой воде – приоритетный фактор, формирующий неканцерогенный риск здоровью населения Самарской области
Вы здесь
Проведена оценка риска здоровью населения Самарской области, связанного с присутствием в питьевой воде вредных химических веществ. Проанализированы результаты лабораторных исследований проб питьевой воды в мониторинговых точках на территории Самарской области за период 2010–2019 гг. Оценивали содержание общего железа, нитратов, сульфатов, хлоридов, солей тяжелых металлов (стронций, ртуть, мышьяк, никель) в отобранных пробах. Среднемноголетние концентрации токсичных веществ за изучаемый период не превысили ПДК. Процент нестандартных проб по общему железу был самым высоким и составил в 2019 году 16,5 %. Превышения наблюдались, в основном, в муниципальных районах, в которых водоснабжение осуществляется из подземных источников. Канцерогенный риск здоровью населения, проживающего в городских округах Самарской области, находился на уровне ниже 1x10-6. Неканцерогенный риск здоровью по содержанию общего железа был выше для жителей муниципальных районов Самарской области. Наибольшие значения неканцерогенного риска, рассчитанные по среднемноголетним значениям, наблюдались в Приволжском (HQ = 0,199), Пестравском (HQ = 0,14), Кинельском (HQ = 0,103), Ставропольском (HQ = 0,214) и Елховском (HQ = 0,103) районах. Полученные данные необходимы для дальнейшего анализа возможных причин снижения качества питьевой воды и принятия мер по улучшению водоснабжения населения.
Комментарии - 12
Добрый день, как Вам известно, зачастую в качестве питьевой воды используют бутилированную воду, оценивали ли Вы отличаются ли показатели по содержанию железа в ней от показателей воды в общем доступе? Не могли бы вы уточнить методику анализа воды.
Глубокоуважаемая Анна Михайловна! В нашем исследовании оценивался риск здоровью, связанный с присутствием вредных химических веществ в питьевой воде, подаваемой населению Самарской области. Бутилированная вода как объект исследования не рассматривался нами с точки зрения сложности определения факторов экспозиции (количество потребленной бутилированной воды в день, ассортимент бутилированной воды, процент населения, употребляющего бутилированную воду), так как в масштабах региона это сделать практически невозможно (потребуются колоссальные производственно-денежно-временные затраты). Если даже взять определенную выборку производителей бутилированной воды, определенный контингент людей (например, детское население городского округа), то достоверность результатов оценки риска здоровью будет низкой ввиду того, что уровни риска рассчитываются за длительный период времени (несколько лет), и учитываться должны все факторы экспозиции (определить среднее потребление бутилированной воды не получится, так как разные семьи употребляют бутилированную воду различных производителей).
Анализ питьевой воды производился в санитарно-гигиенической лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", аккредитованной на определение показателей качества питьевой воды (аттестат аккредитации от 06.10.2016) в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 и СанПиН 2.1.4.1175-02 по методике, утвержденной в ГОСТ 4011-72 "Питьевая вода. Методы измерения массовой концентрации общего железа".
Уважаемые авторы, спасибо за интересное исследование. Понимая, что это не входило в задачи исследования, тем не менее хотелось бы узнать: нет ли каких-либо сведений о структуре и особенностях заболеваемости, прежде всего детского населения, болезнями желудочно-кишечного тракта в районах с различным уровнем железа в питьевой воде?
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! Полную структуру заболеваемости среди возрастных групп населения Самарской области в ответе представить не удастся, приведём некоторые значения: за 2018 г. уровень первичной заболеваемости органов пищеварения среди детей до 14 лет был ниже среднеобластного в тех муниципальных районах, где наблюдались среднегодовые концентрации общего железа в питьевой воде, превышающие ПДК. Это Приволжский район (6250 случаев на 100 000 населения), Пестравский район (2994 случая на 100 000 населения), Кинельский район (9102 случая на 100 000 населения), Ставропольский район (4724 случая на 100 000 населения) и Елховский район (4294 случая на 100 000 населения). Напротив, в муниципальных районах, где уровень общего железа в питьевой воде находился в пределах ПДК, зарегистрированы уровни первичной заболеваемости органов пищеварения, превышающие среднеобластной показатель. Это Большеглушицкий район (18789 случаев на 100 000 населения), Шигонский район (16759 случаев на 100 000 населения), Сергиевский район (13368 случаев на 100 000 населения), Красноармейский район (12500 случаев на 100 000 населения) и Борский район (11125 случаев на 100 000 населения). Уже по этим результатам можно сделать вывод, что при анализе воздействия общего железа на организм необходимо учитывать тропность и физиологические (а впоследствии и патологические) изменения в органах и системах органов. Это целое диссертационное исследование, в котором нужно выявить причинно-следственные связи, подтверждающие негативное влияние общего железа на конкретные органы или системы органов с обоснованием порога воздействия (определения минимально действующей и максимально недействующей доз). А простыми статистическими методами (например, определение корреляционных связей) подтвердить или опровергнуть причинно-следственную связь нельзя.
Уважаемые авторы!Как Вы считаете: повышенное содержание железа в питьевой воде - это геохимические особенности региона или состояние разводящей сети?
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! Назвать точную причину повышенного содержания общего железа в питьевой воде очень сложно. Для этого необходимо провести комплекс исследований, направленный на исключение каждой причины, до тех пор, пока не подтвердится причинно-следственная связь. Статистическим путем, используя данные регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга даже за много лет, выявить причинно-следственную связь не удастся, так как данных недостаточно. Чтобы выявить причинно-следственную связь, необходимо выстроить план исследований, собрать все необходимые данные, включая воздействие на население (сведения по заболеваемости, накопление токсичных элементов в крови), и воспользоваться методом нейронных сетей или дерева решений. Только тогда причинно-следственная связь будет доказана, и, зная точную причину, можно приступать к разработке и реализации профилактических мероприятий, которые впоследствии должны подтвердить свою эффективность.
Конечно, мы полагаем, что вероятной причиной повышенного содержания общего железа в питьевой воде (исходя из опыта практической деятельности, анализа научных публикаций и опыта коллег из других регионов) является состояние разводящей сети. Однако, другие причины ни в коем случае исключать нельзя, пока не будет подтверждена причинно-следственная связь.
Уважаемая Анна Михайловна! Располагаете ли Вы в настоящее время сведениями о проценте населения Самарской области потребляющего воду из системы ЦХПВ без дополнительной очистки?
Глубокоуважаемая Ольга Юрьевна! К сожалению, процент населения Самарской области, потребляющего питьевую воду из системы ЦХПВ, отвечающей требованиям безопасности, ниже среднероссийского уровня на 5,83 % (в 2019 г. данный показатель по Самарской области составил 85,67 %). По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. показатель ниже на 0,23 %. Более подробную информацию по обеспечению населения Самарской области питьевой водой, в том числе о санитарном состоянии водоисточников, вы можете найти в Государственном докладе "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Самарской области в 2019 году" на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Уважаемая Анна Михайловна! Благодарю Вас за столь исчерпывающие ответы. Желаю удачи в работе.
Уважаемые авторы! Спасибо за интересный материал. Скажите, пожалуйста, проводился ли анализ проб воды до проведения водоподготовки? Было бы интересно посмотреть, какие загрязняющие вещества присутствовали в системе подъёма воды с водоносных горизонтов и как изменился их качественный и количественный состав после проведения водоподготовки на насосно-фильтровальных станциях. Спасибо.
Глубокоуважаемая Анна Алексеевна! Анализ проб воды из водоисточников до проведения водоподготовки проводился в рамках мониторинга состояния водных объектов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Спектр загрязняющих веществ идентичен перечню вредных веществ, содержащихся в питьевой воде. Динамика изменения качественного и количественного состава химических веществ отличается в некоторых городских округах и муниципальных районах Самарской области. Например, в 2019 г. в Пестравском районе содержание общего железа в воде до водоподготовки составляло 1,5 ПДК, в мониторинговой точке после водоподготовки - 3,28 ПДК. В Красноармейском районе содержание общего железа в воде до водоподготовки составляло 6,87 ПДК, в мониторинговой точке после водоподготовки - 0,8 ПДК. Уже по этим результатам "нетрудно догадаться", что в первом случае причиной высокого содержания общего железа в питьевой воде является неудовлетворительная эффективность водоподготовки или неудовлетворительное состояние распределительной сети, а во втором случае - геохимические особенности почвы в данном регионе (источник водоснабжения - межпластовые безнапорные подземные воды). Однако, точную причину нахождения высоких концентраций общего железа в питьевой воде необходимо установить, так как в реальных условиях всегда действует правило сочетанного поступления вредных химических веществ в объекты среды обитания и жизнедеятельности человека.
Спасибо за подробный ответ, Вячеслав Владимирович! Желаю Вам дальнейших успехов в работе!