О роли качественной школьной световой среды
Вы здесь
Актуальным в настоящий момент представляется совершенствование школьной световой среды. В работе проведен анализ опыта применения светодиодных (СД) источников света в образовательных организациях, разработан алгоритм выбора осветительных систем с учетом требований законодательства и психофизиологического комфорта учеников первой ступени образования, получен светотехнический расчет, осуществлена гигиеническая оценка освещения до и после монтажа СД светильников, проведен опрос. В ходе исследования было установлено соответствие реальных характеристик СД освещения заявленным производителем в проекте. Были достигнуты оптимальные параметры школьной световой среды; уровень пульсации сократился в 120 раз, удалось устранить шум от ламп старого поколения, достичь комфортной цветовой температуры. Учитель, родители и ученики довольны новой системой освещения.
Комментарии - 4
Уважаемая Екатерина Федоровна! Вопрос возник такой: считаете ли вы описанный опыт необходимым для внедрения на региональном или даже государственном уровне?
Уважаемый Александр Алексеевич! Благодарю за вопрос.
Исследования по данной тематике мы хотели бы продолжить и расширить, так как считаем их очень важными.
Мы считаем, что внедрение описанного нами опыта на региональном и даже государственном уровне оказало бы положительное влияние на познавательные процессы школьников. Кроме того, важно пересмотреть действующие нормы искусственной освещенности в образовательных организациях с учетом возросшей визуальной информационной нагрузки и в связи с применением в учебном процессе новых средств отображения информации, ростом числа учеников в классе, что сопровождается увеличением расстояния до доски, а также воздействием других неблагоприятных факторов, влияющих на утомление детей и подростков и развитие школьно-обусловленной патологии.
По вопросу нормирования нами ранее была опубликована статья: Черникова Е.Ф., Потапова И.А. Обоснование критериев гигиенического нормирования школьной световой среды как метода профилактики детской близорукости / Мат. IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. АЮ. Поповой, акад. РАН Н.В. Зайцевой «Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей». 15-16 мая 2019 г. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. С. 285-294.
Добрый день, Екатерина Федоровна! Чем обусловлен выбор учебного класса первой ступени образования? И планируете ли Вы продолжить исследования у учащихся основной и средней школы?
Здравствуйте, уважаемая Мария Талгатовна! Благодарю за проявленный интерес к нашему исследованию.
Выбор экспериментального учебного класса был обусловлен неудовлетворительными показателями искусственной освещенности рабочих мест и наличием жалоб на частое моргание глаз, назойливый шум ламп, высокую утомляемость и снижение работоспособности. Родители учеников приняли решение за свой счет усовершенствовать систему освещения, чтобы сохранить здоровье своих детей. Условием школы было полное соответствие новой системы освещения действующему санитарному законодательству. Я, как лицо заинтересованное (мой ребенок учится в этом кабинете в первую смену, а в последующем будет учиться и во вторую до 19 часов вечера), взялась за реализацию этого проекта.
На данный момент мы удовлетворены результатами и планируем продолжать аналогичные исследования. К сожалению, в настоящий момент, основной вопрос - финансирование проекта.
Что же касается второго вопроса, на второй и третьей ступени образования учебный процесс осуществляется по предметам, школьники перемещаются из кабинета в кабинет. Этот факт затрудняет процесс оценки влияния новой системы освещения на познавательные процессы, работоспособность, утомление, состояние здоровья учеников средних и старших классов (если, конечно, не заменить систему освещения во всех учебных кабинетах).
Считаю, что наш опыт может быть полезен многим школам страны и поможет сохранить здоровье большому числу детей.