— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Актуальные аспекты применения геоинформационных технологий в деятельности управления Роспотребнадзора по Волгоградской области

Вы здесь

Аннотация: 

В работе сформулирована актуальность применения и развития геоинформационного комплекса в деятельности Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области; приведены структура геоинформационной базы данных и уровни визуализации тематической информации; в качестве результатов применения ГИС представлены фрагменты изданий и единичные тематические карты.

Ключевые слова: 
геоинформационное обеспечение, картографирование данных, ГИС в СГМ
Комментарии - 10

Добрый день, Дмитрий Константинович!
Прочитав статью, хочется только порадоваться за Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области. Действительно, применение ГИС в работе службы позволяет представить информацию в новом виде.
В целом есть несколько вопросов, больше технических:
1) каким образом организовано межведомственное взаимодействие по передаче информации в электронном виде (если организовано) ?
2) оформляются ли с применением ГИС какие-либо расчеты? (например, расчеты рассеивания или др.).
3) как используются ГИС для оценки воздействия автомобильного транспорта ?

Коллеги, здравствуйте. Спасибо за вопрос.

  1. ГИС-данными обмениваемся только с ФБУЗ, пересылаем готовые слои и экспортируем в проекты. У других учреждений (участников СГМ) ГИС, к сожалению, не развиты, обходятся CorelDraw для оформления картографических картинок без геопривязки. Остальные сведения поступают в формате эксель, которыми мы пополняем свои БД.

  2. Да, кончено. Например, пару лет назад для крупного предприятия строительной отрасли мы переносили изолинии рассеивания приоритетного загрязнителя (цементной пыли с SiO2 20-70%) на карту города с целью дальнейшего определения населения под воздействием и расчетом риска здоровью.

  3. Для ключевых улиц городского и районного значения определялись расчетные зоны загрязнения, они же являются буферными зонами в ГИС-проекте, в которые попадают жилые здания. Для зданий забиты сведения о количестве проживающих. Таким образом, определяем население под воздействием и рассчитываем возможный риск здоровью.

Спасибо за ответы. Дополнительно, можете пояснить:
1. налажено ли взаимодействие с ОГВ, например с администрацией города?
3. По каким компонентам оценивали загрязнение? учитывали ли рельеф местности и высоту зданий при оценке экспозиции?

  1. взаимодействие конечно же налажено: Управлением регулярно направляются в органы МСУ и субъекта информационно-аналитические материалы по данным СГМ с рекомендациями по улучшению сан-эпид. обстановки, при их содействии мы получаем ряд полезной для СГМ информации от профильных комитетов, также заключен ряд соглашений об информационном взаимодействии с федеральными и региональными органами власти.

  2. расчет рассеивания выполнялся НЕ нашими силами, мы пользовались уже готовыми результатами и заносили их в ГИС-проект, где имелась цифровая версия населенного пункта с информацией о жителях многоквартирных домов, попавших в зону воздействия.

Добрый день, Дмитрий Константинович! Материал крайне полезный и является положительным примером внедрения ГИС.
ГИС сегодня - это крайне важный инструмент в аналитическом аспекте.
Поделитесь опытом, насколько трудозатратно внедрение и поддержка ГИС? Какой можно дать совет территориям, которые только планируют использовать ГИС?

Сергей Юрьевич, здравствуйте, спасибо за столь интересную оценку нашей работы.

Внедрение и поддержка ГИС конечно же дело кропотливое, но выполнимое и очень интересное. По прошествии многих лет работы с различными ГИС-проектами могу уверенно сказать, что ключевым моментом является структура базы данных, которая связывается с объектами на карте. Объем используемых в нашем Управлении данных (наверное, как и в других) весьма велик и каждый год существенно пополняется, в связи с чем имеется потребность в унификации работ по их занесению, экспорту и анализу.
Другим фактором эффективности ГИС является разнообразие информации, т.к. если из года в год штамповать одни и те же карты, меняя год, то со временем это надоест. А если все время использовать разные по тематике данные (по загрязнению воздуха, воды, почвы, особо опасным инфекциям, эпидемиологии, заболеваемости, соц-экономическим показателям и многим др.), то работа с ГИС очень долго не наскучит, т.к. все время будет требоваться новые идеи по анализу данных и их понятной визуализации. В этом направлении мы плодотворно сотрудничаем с коллегами из других отделов и учреждений, находим общие интересы.
И конечно же куратор ГИС должен проявлять больше инициативы в плане самообучения, форумского общения по актуальным вопросам, анализу достижений среди коллег других регионов и ведомств, поиска нужной информации, предложений к сотрудничеству по обмену данными. Мы сами сталкивались с ситуацией, когда массивы интересных данных у коллег лежали что называется "в ящике", а когда мы инициативно предложили с ними поработать, то по итогу вышло интересное издание тематических карт.
Очень рады, что наш материал будет кому-то полезен.

Здравствуйте, Дмитрий Константинович!
В своем первом ответе на комментарий Дмитрия Николаевича Кошурникова вы написали..."Для зданий забиты сведения о количестве проживающих. Таким образом, определяем население под воздействием".
Поделитесь пожалуйста информацией, где вы брали сведения о численности населения по каждому дому? Какая организация представляет такие данные и на какой основе?

Юлия Александровна,день добрый.
Спасибо за уделенное внимание к нашей статье.
Определять данные что называется в "онлайн-режиме" считаем излишним, т.к. люди регистрируются, снимаются с учета, умирают, женятся, переезжают и т.д. очень часто. Угнаться за всей миграцией сложно.
Также данные о зарегистрированных не всегда совпадают с реальным количеством проживающих людей, например, в случае сдачи квартиры другим людям.
Поскольку оценка риска отражает ВЕРОЯТНОСТЬ воздействий, то и в вопросе вероятной численности населения под воздействием мы также подошли теоретически.
А именно: подготовив перечень домов, попадающих в зону воздействия неблагоприятного процесса/явления, мы обращаемся к сайту "ГИС ЖКХ" или "реформа ЖКХ (вот например - https://www.reformagkh.ru/myhouse/profile/view/7941703 - )", на которых узнаем показатель "общая площадь ЖИЛЫХ помещений, кв.м" и делим ее на нормативную обеспеченность населения жилой площадью в 18 м2/чел. Для указанного по ссылке дома получается 3 920 / 18 = 218 чел. Выполненные несколько лет назад сравнения расчетного и фактического кол-ва граждан показали отличие в 8-10%, что считаем вполне допустимым.
Расхождения в 10-30% отмечались в многоквартирках центральной части Волгограда, где люди лучше обеспечены и могут позволить жить существенно больше, чем в 18м2/чел. Но это частные редкие случаи.
Таким образом, при таком подходе мы сформировали ПОСТОЯННУЮ базу данных о потенциальном кол-ве населения, которое может быть подвержено воздействию. Нет потребности тратить время на регулярную актуализацию базы данных, клянчить у других муниципальных структур, добавляя им работы.
Как-то так.

Какие управленческие решения удалось реализовать на основе такой большой проведенной работы?

Здравствуйте, Дмитрий Константинович!
Спасибо за такой подробный ответ.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.