— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Оценка риска как критерий установления седьмой подзоны приаэродромной территории

Вы здесь

Аннотация: 

Развитие авиации неразрывно связано с землепользованием прилегающей территории. Прилагающие к аэропортам и аэродромам территории все чаще переходят в земли населенных пунктов с назначением: индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), садовые некоммерческие товарищества (СНТ) и др., что при отсутствии надлежащего обоснования по химическому фактору, а главным образом по фактору авиационного шума (как преобладающему), может формировать риски нарушения здоровья и комфортности проживания людей.

Отсутствие отечественных методических подходов по оценке химической и акустической экспозиции на приаэродромных территориях является частой причиной нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проживающего в зоне влияния объектов авиации: санитарно-защитной зоне (СЗЗ) аэропортов и аэродромов, в зонах санитарных разрывов (СР) вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ВС), а с недавнего времени в границах седьмой подзоны приаэродромной территории (ПТ) аэропортов и аэродромов.

В качестве критерия по установлению седьмой подзоны по шумовому фактору может являться показатель риска здоровью экспонируемого населения, уровень которого может быть рассчитан в соответствии с действующими МР 2.1.10.0059-12 «Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума». По результатам оценки возможно обоснование конфигурации седьмой подзоны по фактору авиационного шума, обеспечивающей приемлемый риск нарушений здоровья населения. По результатам оценки риска могут быть рекомендованы мероприятия по управлению риском, внедрение которых позволит в последующем обеспечить приемлемый риск здоровью населения, проживающего в зоне влияния аэропортов и аэродромов.

Ключевые слова: 
седьмая подзона, приаэродромная территория, авиационный шум, оценка риска от шума
Комментарии - 4

Дмитрий Николаевич, добрый день. Спасибо за интересную статью. Подскажите пожалуйста, в статье прописаны запреты на размещение объектов только на 6 подзонах, а на 7ой подзоне?

Спасибо за вопрос, Екатерина Вадимовна! В соответствии с действующими нормативно-методическими документами (ФЗ-135 от 01.07.2017, Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460, Воздушный кодекс) для аэропортов (аэродромов) приаэродромная территория устанавливается с выделением 7-ми подзон. В частности, седьмая подзона устанавливается по критериям соблюдения гигиенических нормативов по качеству атмосферного воздуха, уровням шума и ЭМИ. А именно, в границах седьмой подзоны запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. По сути, согласно Постановлению Правительства № 635 от 31.05.2018г. для аэропортов (аэродромов) не требуется установление санитарно-защитных зон, а устанавливается граница седьмой подзоны, с предъявляемыми требованиями и накладываемыми ограничениями как для СЗЗ в части санитарного законодательства.

Дмитрий Николаевич, СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!Скажите пожалуйста какой период предусмотрен законодательством для разработки приаэродромной территории в отношении объектов, имеющих установленную СЗЗ?

В соответствии с п.5 ст.4 ФЗ-135 от 01.07.2017 для аэропортов (аэродромов) определен срок установления приаэродромной территории и выделения подзон, который составляет 360 дней со дня опубликования настоящего нормативного акта. Таким образом, по истечении указанного срока нарушение требований Воздушного кодекса РФ об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэропорта (аэродрома) признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
Для аэропортов (аэродромов), имеющих установленную СЗЗ, и для которых принято решение об установлении приаэродромной территории с выделенной на ней седьмой подзоной (согласно пп. 7 пункта 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ) согласно п.3_1. "Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222) на сегодняшний день установлен порядок принятия решения о прекращении существования СЗЗ в отношении такого аэропорта (аэродрома).
Таким образом, аэропорты (аэродромы), имеющие установленную СЗЗ, не нарушают действующее санитарное законодательство, но признаются нарушителями законодательства, регулирующего деятельность в области авиации.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.