О результатах мониторинга вендинговой торговли продовольственными товарами в г. Белгороде
Вы здесь
Данное исследование посвящено анализу соответствия вендинговых автоматов в г. Белгороде правовым требованиям по предоставлению информации потребителям. Путем проведения натурных обследований и анализа нормативных документов было установлено, что значительная часть автоматов не содержит данных о юридическом лице, составе продуктов и аллергенах, что создает риски для потребителей. Предложены рекомендации по улучшению нормативного регулирования и усилению надзора.
Комментарии - 10
Добрый день, Коллеги!
Спасибо за актуальную статью. В ходе прочтения статьи возникло несколько вопросов.
1. Каким образом определялись локации и количество обследуемых автоматов (n=70)? Была ли использована стратифицированная или случайная выборка для обеспечения репрезентативности данных по всему городу Белгороду?
2. Предусмотрено ли проведение статистического анализа (например, критерий Хи-квадрат) для выявления значимых корреляций между типом автомата (кофейный, снековый), местом расположения (улица/помещение) и частотой нарушений определенных норм?
3. В обсуждении приведены примеры из США и Великобритании. Рассматривался ли опыт стран с высокоразвитой вендинговой культурой (например, Японии) в части регулирования и обеспечения соблюдения аналогичных требований? Какие меры оказались там наиболее эффективны?
Уважаемый Владимир Михайлович! Спасибо за Ваши вопросы.
1) Была использована удобная (convenience) выборка: обходили типичные для города места размещения автоматов — торговые центры, образовательные и медицинские учреждения, общественные пространства — и обследовали в сумме 70 аппаратов, пока не был достигнут практический охват основных типов точек и географический охват основных административных образований города. Число n=70 определялось логистическими возможностями и стремлением получить репрезентативную по типам (но не по количеству) картину, формального расчёта объёма выборки или полного реестра всех автоматов города не проводилось.
2) В рамках проведенного исследования статистический анализ, включая применение критерия Хи-квадрат или иных тестов на значимость, не предусмотрен и не выполнен. Было принято решение не проводить такой анализ, поскольку нарушения везде носили однотипный характер, а распределение числа наблюдений по локациям и типам автоматов приводило к слишком малым выборкам (n менее 30) для обеспечения статистической достоверности. Результаты представлены в форме описательных статистик (абсолютные и относительные частоты нарушений), основанных на прямом подсчете для каждого параметра соответствия нормативным требованиям.
3) В обсуждении статьи опыт стран с высокоразвитой вендинговой культурой, таких как Япония, не рассматривался подробно в контексте регулирования и обеспечения соблюдения требований к информации для потребителей. Упоминание Японии ограничено данными о плотности автоматов в введении. Это решение было принято, поскольку фокус статьи сосредоточен на примерах из США и Великобритании, где зафиксированы конкретные инциденты, связанные с нарушениями маркировки и их последствиями, что напрямую иллюстрирует риски, аналогичные выявленным в Белгороде. Кроме того, японская вендинговая экосистема существенно отличается по масштабу, технологической оснащённости и по уровню децентрализованных префектурных рекомендаций, что усложняет прямую трансляцию мер в российский контекст без дополнительного анализа. По результатам обзора литературы, можно сказать, что наиболее эффективными мерами в Японии являются обязательная доступная информация о составе и аллергенах на месте продажи (или через QR-код) и классификация автоматов на «обычные» (продают продукты в заводской упаковке с длительным сроком хранения) и «с функцией приготовления/контакта с пищей», которые попадают под более строгие требования.
Большое спасибо, Юрий Александрович, за развернутый ответ.
И еще небольшой вопрос, в работе указано, что для снековых аппаратов и мини-маркетов требования к маркировке оговорены в ТР ТС 021/2011. Как может разрешатся противоречие между обязанностью предоставить информацию о составе до покупки (ст. 498 ГК РФ) и форматом продажи предварительно упакованных товаров, информация о которых скрыта упаковкой?
Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо за Ваш вопрос! Согласно пунктам 1 и 2 Статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В случае пищевых продуктов это информация о составе, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки). В рекомендациях нами предложено донесение информации о товаре в доступном виде, например, в виде помещения карточек товаров с соответствующей информацией в печатном виде, непосредственно на сам автомат. Также можно рассмотреть нанесение на корпус аппарата QR-кода, ведущего на сайт с ассортиментом конкретного автомата, однако это частичная мера ввиду отсутствия гарантированного доступа к интернету у части покупателей и может быть использована как дополнение к варианту размещения карточек.
Уважаемый Юрий Александрович!
Благодарю за проведенное исследование.
В ходе Вашей работы проводилась ли оценка соблюдения сроков годности и условий хранения (реализации) продукции? В частности, срока годности и условий хранения сиропов в кофейных аппаратах.
Уважаемая Дарья Владимировна! Спасибо за Ваш вопрос.
В ходе исследования оценка соблюдения сроков годности и условий хранения продукции, включая сиропы в кофейных аппаратах, не проводилась. Нами было смоделировано профилактическое мероприятие без взаимодействия согласно положениям 248-ФЗ. Поэтому работа была ограничена визуальным обследованием, без какого-либо взаимодействия с аппаратами. В обычных вендинговых кофейных автоматах проверка сроков годности и условий хранения сиропов невозможна без доступа к внутренним компонентам. Так же и в случае кофеен самообслуживания бутылки сиропов часто закрыты декоративными элементами, что делает их маркировку недоступной для осмотра. В обоих случаях требуется избыточное вмешательство, выходящее за пределы методологии нашего исследования.
Уважаемый Юрий Александрович, скажите, пожалуйста, каким образом Вы проверяли требования Постановления № 1515 и № 2463?
Уважаемая Кристина Владимировна! Спасибо за Ваш вопрос.
Следуя выбранной методологии исследования, оценка соответствия Постановлениям № 1515 и № 2463 осуществлялась только на соответствие тех требований, которые можно оценить с помощью визуального обследования, а именно: п.29 Постановления Правительства РФ № 2463 согласно которому продавец помимо прочего обязан довести до потребителя информацию о продавце, правила пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи, порядок возврата суммы, уплаченной за товар, если товар не предоставлен потребителю.
Пункты 9 и 10 Постановления Правительства РФ № 1515 согласно которым исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей также информацию о основных ингредиентах блюда, сведения объеме(весе) порций и сведения о пищевой ценности продукции.
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.
Спасибо за доклад по выполненному исследованию! Современные технологии всё глубже проникают во все сферы деятельности человека, что требует от специалистов надзорных органов соответствующих компетенций, знаний и главное практических инструментов, экстрагируемых и синтезируемых из подобных научных исследований.
1) Можете ли Вы, как будущий специалист в области медико-профилактического дела, обозначить потенциальные риски для здоровья населения (помимо аллергических реакций из-за неуказанного состава продуктов питания) согласно выявленным нарушениям санитарного законодательства?
2) Скажите пожалуйста, есть ли классификация подобных аппаратов. Если нет, то выполняли / планируете ли Вы такую задачу в дальнейших исследованиях?
3) Как Вы видите будущее развитие данной отрасли и какие соответствующие меры профилактики можно начать разрабатывать уже сейчас (проактивная профилактика, работа на упреждение ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки)?
Уважаемый Максим Владиславович! Спасибо за Ваши вопросы
1) Главным фактором, создающим потенциальные риски для потребителей, является проблема информированности о качественном составе продуктов. Недостаточная информированность о входящих в состав ингредиентах может привести к неосознанному употреблению веществ, непереносимость которых связана с выраженными клиническими проявлениями, например при лактазной недостаточности или целиакии. Определённую угрозу представляет и возможность фармакологически значимых взаимодействий: известно, что вещества, содержащиеся в грейпфрутовом соке (фуранокумарины), ингибируют изофермент CYP3A4 системы цитохрома P450, что приводит к изменению метаболизма ряда лекарственных препаратов и повышению риска их токсического действия или передозировки; продукты с высоким содержанием витамина K могут снижать эффективность антикоагулянтов. Для лиц с хроническими заболеваниями особую опасность представляет скрытое присутствие ингредиентов, способных усугублять течение патологического процесса: избыточное потребление натрия ассоциировано с декомпенсацией артериальной гипертензии, неучтенные сахара осложняют контроль гликемии при сахарном диабете. Помимо этого, остаются актуальными вопросы безопасности, связанные с микробиологическими рисками (рост патогенной микрофлоры внутри и снаружи автомата) и химической безопасностью (миграция веществ из тары, загрязнение моющими средствами).
2) Классификация объектов автоматизированного сервиса представлена в ГОСТ Р 72003— 2025 «Автоматизированный сервис. продажа товаров и оказание услуг с использованием автоматов. Общие требования». Однако данная классификация не учитывает риски для потребителей. Нами была предложена санитарно-гигиеническая классификация вендинговых автоматов, публикация с которой на данный момент готовится к публикации.
3) Будущее развитие отрасли вендинга в Российской Федерации представляется динамичным и перспективным, с акцентом на цифровизацию, увеличением количества видов автоматов и расширением реализуемой продукции. В связи с недостатком сотрудников в традиционных формах ритейла, количество товаров, реализуемых с помощью вендинговых автоматов будет увеличиваться. Ключевыми тенденциями станут доминирование безналичных платежей, внедрение искусственного интеллекта для анализа потребительского поведения и прогнозирования спроса, а также повсеместный переход к "умным" автоматам с возможностью удаленного мониторинга с помощью RFID-технологий и IoT-датчиков.
Для проактивной профилактики и работы на упреждение можно начать разрабатывать следующие меры уже сейчас, опираясь на рекомендации исследования:
Усовершенствование нормативно-правовой базы - Внедрение категорий риска для автоматов и системы ХАССР-подобного контроля.
Регулярные контрольно-надзорные мероприятия, для которых необходимо создание полного реестра торговых автоматов в населенном пункте.
Внедрение технологических решений для удаленного мониторинга автоматов.
Образовательные и сертификационные программы для владельцев автоматов.