Оценка выполнения санитарно-эпидемиологических требований к подбору ученической мебели в общеобразовательных организациях. Оценка возможных рисков развития заболеваний костно-мышечной системы у школьников, связанных с выбором различных типов ученической мебели
Вы здесь
Исследование посвящено оценке соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к выбору ученической мебели в общеобразовательных организациях. Основное внимание уделяется оценке рисков развития заболеваний костно-мышечной системы у школьников, связанных с использованием современной пластиковой мебели в сравнении с типовой мебелью. В работе рассматриваются ключевые нормативные документы, методы оценки соответствия мебели антропометрическим данным учащихся, а также предлагаются рекомендации по выбору мебели в школах для профилактики патологий опорно-двигательного аппарата.
Комментарии - 11
Андрей Олегович, спасибо за освещение важной темы здоровья детей.
Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, какие управленческие или организационные меры в школах наиболее эффективно позволят снизить риск нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, исходя из результатов Вашего исследования, и каковы основные препятствия для их внедрения на практике?
Здравствуйте Кристина Владимировна, спасибо за вопрос и интерес к работе. Наиболее эффективной мерой будет комплексный подход, включающий как техническое соответствие мебели (использование мебели с фиксированными параметрами и использование комплектной мебели), так и образовательные, профилактические и мониторинговые мероприятия (инструментальный контроль мебели с нанесением маркировки, проведение инструктажей по правильной настройке мебели, правильности измерений, профилактика гиподинамии и мониторинг здоровья учащихся, обучение персонала и внедрение требований к эргономике в приоритеты школьной политики). Основные препятствия внедрения на практике - финансовые (закупка новой мебели требует значительного вложения финансовых средств) и организационные (неумение правильно настроить регулируемую мебель, недостаток внимания к проблеме - отсутствие системного подхода и низкая осведомленность о важности эргономики учебного места).
Добрый день, Андрей Олегович!
Спасибо за интересную статью. В ходе прочтения статьи возникло несколько вопросов.
1. Каков был общий контингент учащихся в каждой школе и как формировалась выборка для инструментальных измерений и анкетирования? Позволяет ли размер выборки (n=50 на школу) считать результаты статистически значимыми?
2. Резкое снижение показателей заболеваемости в гимназии в 2024 году объясняется возможным изменением методики диагностики. Какие конкретно изменения в протоколах медицинских осмотров могли произойти? Предпринимались ли шаги для верификации этого предположения (например, запрос методических указаний в медучреждении)?
3. Выявлено, что сертифицированная мебель на практике не соответствует ГОСТ. В чем, по вашему мнению, причина этого противоречия? Связано ли это с особенностями процедуры сертификации (например, сертификация по ТУ, а не по ГОСТ) или с некорректной эксплуатацией?
Здравствуйте, Владимир Михайлович! Спасибо за интерес к статье и вопросы.
1. Анкетирование проводилось среди учащихся 8-10 классов, контингент по учащимся в Гимназии №120 - это 402 человека, в СОШ №10 - это 205 человек, измерения мебели производились в типовых классах, где занимаются данные группы, измерения проводились по всем партам и столам для средней ростовой категории. В среднем измерено более 15 комплектов в разных классах, что достаточно для выводов о системном несоответствии. Само анкетирование проводилось в каникулярное время, что ограничило выборку, однако размер выборки в 50 человек, при генеральной совокупности менее 1000, является минимально достаточным, чтобы выявить грубые различия, сами результаты контрастны, что маловероятно, что они возникли случайно - такая выборка позволяет говорить о наличии проблемы. Для проведения более тонкого анализа, при продолжении работы, будет взят больший контингент среди учащихся.
2. По предположению в статье, по возможному изменению методики диагностики запрос в мед.организацию не производился, в связи с тем, что в имеющихся данных статистики медицинских осмотров учащихся, с 2010г. неоднократно выяснялась информация о резком снижении либо превышении показателей заболеваемости свидетельствующая о связи с такими изменениями как смена медперсонала (приход нового врача, который по-другому интерпретирует критерии диагностики), изменение диагностического оборудования (в контексте работы, например отказ от сколиозометра и резкое использование после отказа, недостаточное внимание к визуальному осмотру ("тест в наклоне") и изменение регламента осмотров - более поверхностный подход к осмотрам.
3. Несоответствующая мебель сертифицирована в т.ч. на технические условия (ТУ) - документ который разрабатывается самим производителем, отличающийся от требований ГОСТ, как правило, в сторону упрощения или изменения некоторых параметров, вероятнее всего производитель заложил в свои ТУ те самые некорректные размеры, которые и были выявлены в ходе измерений, таким образом мебель формально соответствует своему документу (ТУ), но не соответствует более строгим и физиологически обоснованным требованиям ГОСТ. Таким образом первостепенная причина противоречия - сертификация по ТУ, которая является легальным, но небезопасным решением. Также Вы правильно отметили некорректную эксплуатацию - это второстепенная, но важная причина, даже если бы мебель была идеальной регулируемая конструкция требует ответственного подхода, в статье указано, что "регулируемые стулья не обеспечивают стабильное соответствие", что указывает на проблему эксплуатации и отсутствие контроля за правильностью использования мебели в т.ч. регулировки.
Благодарю за представленный доклад, Андрей Олегович! Охрана здоровья детей и профилактика заболеваний среди них - залог будущего благополучия в медико-демографической ситуации. Имеется ряд вопросов по Вашей работе:
1) Вами ставилась цель по установлению связи между ученической мебелью и здоровьем учащихся. По факту связь осталась чисто умозрительная, из указанных методов статистики вы выполнили только неполное описание имеющихся данных, не было выполнено статистической оценки силы и направления связи. Использовали ли Вы корреляционный или регрессионный методы?
2) Почему Вы выбрали для анализа оценку абсолютных случаев заболеваний, а не относительных?
3) Патология каких систем и органов организма помимо костно-мышечной может возникнуть у учащихся при несоответствии мебели антропометрическим данным учеников?
Здравствуйте, Максим Владиславович! Спасибо за интерес к работе и вопросы.
1. В работе применялись методы вариационной статистики, но они направлены в первую очередь на описательный анализ - вычисление абсолютных и относительных показателей заболеваемости. Целью работы была комплексная оценка рисков, а не установление строгой математической зависимости. Сочетание нескольких независимых методов (инструментальные замеры, анализ медстатистики, анкетирование), по принципу "треугольника доказательств" само по себе является валидным научным подходом. Когда данные из трех разных источников указывают на одну и ту же проблему, это укрепляет выводы, даже без сложной статистики. Что касательно характера данных - для проведения регрессивного анализа необходимы данные по каждому ученику (рост, вес, диагноз). В данном исследовании использовались агрегированные данные по школам, что технически не позволяет построить такую модель. Сбор персональных данных требует сложных согласований и нарушений анонимности, что не всегда возможно в рамках одного исследования. Явная причинно-следственная связь прослеживается на уровне ранее проводимых исследований (ссылки на Кучму и др. в статье): неэргономичная мебель - неправильная поза - статическая нагрузка - риск развития патологий. Моя задача была не открыть эту связь, а продемонстрировать ее наличие в исследуемых школах. Исследование не ставило задачу математически доказать связь, а направлено на выявление и наглядную демонстрацию системной проблемы, что и было выполнено.
2. В табл.1. представлены не только абсолютные числа, но и процент от общего числа заболеваний, что и является относительным показателем, для управленческих решений на уровне Роспотребнадзора и администрации школы часто более наглядны абсолютные цифры. Также абсолютные значения подчеркивают масштаб проблемы в количестве пострадавших детей.
3. В исследовании я сделал акцент на самой очевидной и документированной проблеме, ограничение исследования костно-мышечной системой является оправданным, так как это наиболее явное последствие, однако современные исследования говорят, что риски шире, несоответствие мебели может приводить к нарушениям в работе ССС - длительное сидение в нефизиологической позе с перегибом и сдавлением сосудов под коленями (из-за слишком высокого сиденья или недостаточной глубины) может нарушать периферическое кровообращение в ногах и способствовать застою крови, сгорбленная (кифотическая) осанка сдавливает грудную клетку, ограничивая экскурсию легких, что приводит к снижению ЖЕЛ и недостаточному кислородному снабжению организма, что может провоцировать быструю утомляемость и снижение когнитивных функций. Неправильная поза вынуждает ребенка избыточно приближать голову к тетради или учебнику, что создает повышенную нагрузку на аккомодационный аппарат глаза и является фактором риска развития и прогрессирования миопии. В работе не указаны данные факторы, так как указание на другие системы рискует сделать работу слишком размытой.
Спасибо за ответ! В таком случае можете кратко перечислить аспекты научной новизны, научной значимости и рассказать об ограничениях выполненного исследования в части уровня доказательности полученных результатов и использованных методов?
Спасибо за вопрос! По аспектам научной новизны - сравнительный анализ типов мебели в реальных условиях образовательных учреждений (традиционная мебель против современной пластиковой), выявление противоречия между сертификацией и фактическим соответствием ГОСТ, обнаружение корреляции между использованием несоответствующей мебели и ростом заболеваемости костно-мышечной системы в краткосрочной перспективе (22-23гг.), комплексный подход (инструментальные измерения+анализ медстатистики+соц.опрос) для оценки.Научная значимость и практическая заключается в практических рекомендациях для школ по выбору и эксплуатации мебели, включая фиксацию мебели и обучение персонала, в подтверждении необходимости ужесточения контроля за сертификацией ученической мебели, а также в привлечении внимания к проблеме современной ученической мебели, сертифицированной в т.ч. по ТУ, пластиковой - поворотной и т.д. - отражение данной проблемы в иных работах, связанных с ученической мебелью мной не обнаружено. Вышеописанное также отражает и новизну. По "ограничениям выполненного исследования", что уже прослеживалось в вашем предыдущем вопросе - корреляционный, а не причинно-следственный характер выводов, в связи с тем, что не описана строгая причинность, но ответ уже мной был дан, по характеру работы и методов в ней примененных. Также возможно, что отсутствует продольное исследование, так как данные по медосмотрам взяты за 3 года, но для выводов в работе этого достаточно.
Уважаемый Андрей Олегович! Тема Вашего исследования весьма актуальна. В свете проведенного Вами анализа рисков здоровью детей (БКМС и патология зрения в частности) хочу узнать Ваше мнение относительно использования кабинетов (и мебели) для детей разного возраста и роста. Как известно, в начальной школе кабинеты часто используются в 2 смены, т.е. одновременно пользователями мебели являются дети с существенной разницей в росте и весе (7 и 9-10 лет). В среднем и старшем звене традиционно дети ходят по специализированным кабинетам (литературы, химии, физики), т.е. количество пользователей расширяется вместе с их росто-весовыми различиями (10-17 лет). В этой связи, каким образом персонально каждый ребенок на Ваш взгляд, может быть обеспечен надлежащим размером учебной мебели для сохранения его здоровья и создания комфортных условий обучения?
Здравствуйте, Екатерина Федоровна! Спасибо за Ваш вопрос, интерес к статье и указание актуальности!
Касательно мнения о том, как каждый ребенок может быть обеспечен надлежащей мебелью, на мой взгляд универсального простого решения не существует. Но возможно применить комплексный организационно-управленческий подход:
- Обеспечить в кабинетах для школьников младшего и среднего звена не менее 3-4 ростовых групп мебели;
- Внедрение системы оперативного управления рассадкой (Составить и разместить в каждом кабинете таблицу (памятку) с четким указанием роста и парты. Обязать учителей-предметников контролировать рассадку учащихся в начале каждого урока в соответствии с их ростом (данные о росте должны быть зафиксированы в листе здоровья). Внести в должностные инструкции педагога обязанность по контролю за соответствием мебели росту учащихся)
- Электронная система учета: Можно создать простую базу данных, где для каждого ученика указана требуемая высота мебели. При переходе в другой кабинет он может посмотреть, за каким столом (с каким номером или маркировкой) ему следует сидеть.
- Учеников, начиная с младших классов, необходимо учить самих оценивать, подходит ли им мебель. Простое правило: край столешницы должен быть на уровне солнечного сплетения сидящего ребенка, а ноги должны стоять на полу под углом 90 градусов.
Сама по себе регулируемая мебель тоже является решением проблемы обеспечения мебелью надлежащего размера, однако регулировка не должна быть отдана на откуп детям, если регулируемая мебель соответствует параметрам ГОСТ и правильно фиксируется, то это хороший вариант персонального обеспечения детей мебелью, данный момент тоже прослеживается в работе.
Уважаемый Андрей Олегович! Благодарю за подробный ответ. Разделяю Вашу позицию. Также считаю, что информирование детей о цвете маркера их мебели позволит правильно организовывать рабочее пространство и воспитывать самостоятельность, ценностное отношение к здоровью. Возможно, наклейку с цветом маркера стоит размещать в нагрудных значках детей (во многих гимназиях и лицеях есть такие значки) и раз в полугодие сверять их с ростом ребенка, корректируя маркировки и размеры мебели в классах. Безусловно, использование программных средств также позволит упорядочить этот процесс и даже оценивать динамику роста детей и другие необходимые показатели.