— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Сравнительный анализ гендерных различий на поведенческие реакции крыс (поколения f1) при оценке отдаленных эффектов биопрофилактического комплекса против свинцовой интоксикации

Вы здесь

Авторы статьи, не зарегистрировавшиеся: 
К.М. Никогосян
Аннотация: 

Загрязнение свинцом и другими тяжёлыми металлами остается актуальной экологической и медицинской проблемой ввиду их биоаккумуляции и токсического воздействия на организм.

Был проведен эксперимент, в котором использовали 144 крысы (поколение F0), разделенные на 4 группы: контроль, Pb-экспозиция (819 мг/л в питьевой воде, 45 дней), Pb-экспозиция совместно с приемом биопрофилактического комплекса и БПК (включал комплекс микронутриентов). Поведенческие тесты проводили у потомства (F1).

Биопрофилактический комплекс проявлял нейропротекторное действие у потомства Pb-экспонированных животных: нивелировал снижение исследовательской активности у самцов и тревожность у самок.

Полученные результаты обосновывают необходимость разработки гендерно-ориентированных стратегий биопрофилактики отдаленных эффектов тяжелых металлов.

Ключевые слова: 
биологическая профилактика, ацетат свинца, тяжелые металлы, токсичность, нейротоксичность
Комментарии - 5

Добрый день, Влада Андреевна. Благодарю за предоставленный материал и насыщенную презентацию.
Подскажите,пожалуйста, чем обусловлен выбор состава БПК и учитывалось ли совместное действие его компонентов со свинцом?

Добрый день, Юлия Вячеславовна, компоненты БПК подбираются с учетом особенностей механизмов токсического действия изучаемого вещества и возможностью их совместного приема (для достижения синергизма). Так например, в наших экспериментах и в зарубежной литературе было неоднократно доказано негативное действие ацетата свинца на антиоксидантную систему организма, поэтому в состав включены антиоксиданты (Витамины А, Е,С). Действие свинца приводит к нарушению потенциала мембран клеток, поэтому в состав включены стабилизаторы мембран (соли глютаминовой кислоты). Пектин включен в качестве сорбирующего вещества: он образует хелатные комплексы (нерастворимые соединения) с тяжелыми металлами в кишечнике, что позволяет более эффективно выводить их из организма и предотвращать повторное всасывание в кровь. По аналогичным принципам в состав комплекса были включены и другие компоненты. От лица всех соавторов, благодарим за проявленный интерес!

Уважаемые авторы, благодарю за интересную работу. В ходе прочтения вашей статьи у меня возникли некоторые вопросы:
1. Как именно компоненты БПК (например, глутаминовая кислота или омега-3 из рыбьего жира) обеспечивают нейропротекцию на молекулярном уровне — через влияние на глутаматергические рецепторы, серотониновые пути или детоксикацию свинца? Были ли измерены биохимические маркеры (например, уровни антиоксидантов или нейротрансмиттеров) в тканях F1 для подтверждения этих механизмов?
2. Как результаты о гендер-специфических эффектах свинца и БПК могут быть экстраполированы на человеческие популяции, особенно в контексте профессионального или экологического воздействия?

Инга Николавена, спасибо за проявленный интерес к работе. Действие компонентов БПК разнонаправленное: с одной стороны они являются субстратами для синтеза нейронных структур и/или факторами достаточной и эффективной работы ферментных систем нервных клеток, обеспечивают антиоксидантную защиту клетки и препятствуют их ускоренной (под действием свинца) демиелинизации, что было отражено в наших предыдущих исследованиях. С другой стороны, компоненты БПК действуют на органном и системном уровне: например, известно, что кальций (кстати, говоря, один из ключевых регуляторов в нервной системе), вступает в антагонизм со свинцом, что при избытке в организме последнего, приводит к нарушению кальций-зависимых процессов. Аналогичный механизм вытеснения из регуляторных процессов применим и к другим двухвалентным элементам, выполняющим биологические функции в организме человека. Такой механизм получил название ионной мимикрии. Тем не менее, возвращаясь к антагонизму кальция и свинца, при токсическом действии последнего наблюдается нарушение функционирования кальций-зависимых процессов, что отражается на деятельности ферментных систем, гормонального фона, деятельности потенциал-зависимых ионных каналов и тд. Восполнение дефицита кальция и элиминация свинца из организма (главным образом, за счет пектина, обладающего способностью образовывать с тяжелыми металлами нерастворимые соединения в полости кишечника), а также поддержание антиоксидантных систем организма (витамины А, Е, С, омега-3 ПНЖК), стабилизация мембран клеток (соли глутаминовой кислоты), позволяет оказывать протекторный эффект на нервную систему.

Глубокоуважаемая Влада Андреевна. Спасибо за оригинальное сообщение. При рассмотрении материала статьи возникло несколько замечаний и вопросов: В Заключении «Полученные экспериментальные данные позволяют комплексно оценить нейротоксические эффекты свинца». Название работы и ее цель не предполагает оценку нейротоксичности. В работе оценивались отдаленные эффекты, результатом которых по данным изучения поведенческих реакций, явилось формирование тревожности у потомства.
Там же в Заключении: «Полученные данные убедительно демонстрируют, что свинец вызывает нарушения двигательной, ориентировочно-исследовательской активности, причем характер этих изменений принципиально различается у самцов и самок». Из контекста выполненного исследования - свинец не вызывает данных нарушений, а приводит к формированию индуцированного химическими мутагенами генетического дрейфа, который и является причиной поведенческих нарушений у потомства.
Результаты исследований демонстрируют схожесть параметров активности у потомства экспонированных животных групп 3 (свинец+БПК) и 4 (БПК). Не получилось ли так, что животные третьей группы, получавшие с водой не только свинец, но и глутамат, «предпочли» воду с глутаматом воде со свинцом и в результате «отказались» от свинца, избежав интоксикации?

© 1995-2025 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.