Общественное восприятие рисков, связанных с изменением климата, в странах БРИКС (на материалах кросс-национального опроса)
Вы здесь
Общественное восприятие рисков, связанных с изменением климата, является социально-политическим конструктом, формируемым на основе личного опыта, доверия к социальным институтам и культурного контекста. Анализ кросс-национального опроса населения стран БРИКС показывает, что уровень тревожности и готовности к адаптации может варьироваться, однако повсеместно фиксируется значительная поддержка государственных мер по защите природы и населения: так, от 75 % в Индии до 89 % в Бразилии граждан считают, что страна должна «очень активно» защищать природу, а от 62 % в России до 90 % в Бразилии выступают "за усиление защиты от экстремальных погодных явлений". Полученные выводы указывают на необходимость разработки локализованных коммуникационных стратегий.
Комментарии - 4
Уважаемые коллеги, большое спасибо за доклад. Скажите, пожалуйста, чем объясняется низкий уровень климатической тревожности россиян? Причина в недостаточной информированности, в слабой сформированности экологического сознания? Какие вы видите эффективные инструменты повышения интереса населения к теме изменения климата?
Уважаемая Наталья Александровна, спасибо за интерес к докладу и за резюмирующий вопрос!
Низкий уровень климатической тревожности как феномен имеет многофакторную структуру, в которую входят нормы приемлемости рисков, медийное освещение, доверие граждан к ЛПР, власти. В российском контексте наблюдается большая зависимость восприятия от социальных институтов, что обращает к ограниченности субъектности населения, которое ощущает бессилие в решении проблемы. Вместе с этим на фоне других социально-политических событий значимость темы изменения климата снижается, закрепляется "климатическая апатия".
Повышение интереса населения к теме изменения климата позволило бы сформировать более ответственное экологическое сознание у населения. Однако инструменты информирования должны быть направлены на когнитивный и поведенческий компонент социальной установки (для создания способов адаптации к рискам), что даст уверенность в возможности влияния личных действий на повседневную жизнь и ситуацию в целом, а также не усугубит положение искусственным повышением интереса за счет эмоциональных реакций (тревожности). Прицельное понимание вероятных практических рекомендаций возможно только при локализации, а не унификации информирования и детальном изучении пространства – географического, социального, виртуального.
Добрый день, уважаемые авторы! Спасибо за информативный доклад. Скажите, пожалуйста, какие ключевые факторы, по вашим данным, сильнее всего коррелируют с высоким уровнем восприятия риска? Как ваши результаты могут помочь международным организациям более эффективно выстраивать диалог и кооперацию между странам? Какие выводы из вашего исследования могут быть полезны при разработке климатической политики Российской Федерации?
Добрый день, уважаемая Анна Алексеевна! Благодарим за вопросы!
Позволим себе выйти за рамки этой работы, поделившись результатами нашего исследовательского поиска за последний год. Повышенное внимание к проблеме изменения климата имеет население, которое, во-первых, более включено в наблюдение реальных событий (фиксирует климатические изменения), во-вторых, здоровье для них имеет большую ценность (возможно, есть опыт, связанный с изменением климата – обострение аллергии), в-третьих, это группы, которые сталкиваются с влиянием климатических изменений на повседневную жизнь. Среди социально-демографических характеристик статистически значимые связи активной рефлексии по поводу изменений климата есть с полом, возрастом и доходом.
Кооперация между государствами по данному вопросу будет наиболее эффективной при включении населения как субъекта в глобальную долгосрочную перспективу. Наиболее полезным в этом ключе будет обмен практиками адаптации к изменению климата, а в частности, ошибками, возникающими при инфраструктурных и институциональных решениях.
Среди выводов, которые могут помочь при разработке климатической политики РФ, можно назвать: усиление локализации коммуникационных стратегий, освещение темы изменения климата в медиапространстве с различных экспертных сторон, вовлечение населения в решение последствий климатических изменений.