— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Регистрация изменения состояния про- и антиоксидантной систем в эритроцитах крови профессиональных водителей автотранспорта г. Нижнего Новгорода

Вы здесь

Аннотация: 

В современном мире автомобильный транспорт играет ключевую роль в жизнеобеспечении населения. Однако в последние годы интенсивные транспортные потоки вносят существенный вклад в загрязнение крупных городов, оказывая негативное воздействие на здоровье людей. В мегаполисах индикаторной группой, отражающей сочетанное влияние неблагоприятных факторов, выступают профессиональные водители, поскольку их трудовая деятельность связана с длительным пребыванием на дорогах. В патогенез большинства заболеваний данного контингента вовлечён оксидативный стресс. В связи с этим необходимо проводить мониторинг окислительного метаболизма с целью выявления критических точек, что послужит в дальнейшем для разработки профилактических мероприятий для предупреждения, как профессионально обусловленных заболеваний, так и социально-значимых.

Ключевые слова: 
профессиональные водители автотранспорта, ТБК-активные продукты, супероксиддисмутаза, каталаза
Комментарии - 8

Уважаемые авторы, спасибо за актуальное сообщение! Воздействие взвешенных твердых частиц интенсивно изучается специалистами по гигиене во многих странах.
Вопрос: оценивали ли Вы каким либо образом концентрацию твердых частиц или других поллютантов в воздухе рабочей зоны. Есть ли техническая возможность прямого определения твердых частиц в организме человека (в биосредах, слизистых и т.д.) для построения причинно-следственных связей?

Здравствуйте! Уважаемый Александр Евгеньевич, благодарим за проявленный интерес к нашей работе и Ваши вопросы!
В данном исследовании не проводилась оценка концентрации поллютантов в воздухе рабочей зоны. Однако, ранее коллегами нашего института (ФБУН «Нижегородский НИИ гигиены и профпатологии» РПН) производилось измерение концентраций загрязнителей атмосферного воздуха (оксидов азота и углерода, бенз(а)пирена, формальдегида, твердых частиц и др.) на прямолинейных участках крупных автомобильных дорог общегородского значения и прилегающим к ним придомовых территорий жилой застройки в 8-ми точках г. Нижнего Новгорода. В результате было зафиксировано превышение ПДК следующих поллютантов: твёрдых частиц (87,5% проб – выше ПДК), свинца (31,5%), формальдегида (15,6%) и оксидов азота (4,1%), что говорит о неблагоприятной экологической обстановке в Нижнем Новгороде (Федотова И.В. и др., 2020; https://elibrary.ru/item.asp?id=44637942). В связи с этим, можно сказать, что водители АО «Водоканал», находясь длительно в данной рабочей среде, подвергаются негативному воздействию вредных веществ.
Обращаясь ко второму вопросу, важно отметить, что в экспериментальных исследованиях используют для прямого определения накопления твердых частиц методы гистологического исследования, как показано в работе, представленной на этой конференции «Исследование особенностей бионакопления и токсического действия наночастиц оксида молибдена (VI) при подострой ингаляционной экспозиции крыс линии Wistar» (М.С. Степанков). В отношении человека такой подход трудновыполним. Более того, вопрос прямого определения твердых частиц в организме человека сложен технически. Совсем недавно российским коллективом учёных из Московского физико-технического института (МФТИ), Института биоорганической химии (ИБХ РАН) и при участии ряда других российских институтов был разработан уникальный экспресс-метод мониторинга наночастиц в организме лабораторных животных с помощью магнитного поля. В свою очередь, зарубежные исследователи, Rinaldo M. et al. (2015), утверждают, что биологический мониторинг наночастиц должен основываться на методах визуализации, таких как электронная микроскопия, которые необходимы для подтверждения их присутствия и характеристики их морфологии и химического состава в тканях. Эти методы могут быть связаны с другими методами, такими как магнитно-резонансная томография, компьютерная томография или позитронно-эмиссионная томография в мультимодальной или многофункциональной визуализации. Причём если требуются количественные данные, то такие аналитические количественные методы, как инструментальный нейтронно-активационный анализ, масс-спектрометрия с индуктивно связанной плазмой или атомно-эмиссионная спектрометрия, могут дополнить эти анализы. Следовательно, теоретически это возможно сделать. Однако в задачу этого исследования не входило прямое определение твердых частиц в организме человека.

Спасибо за доклад на актуальную тему. Какие критерии исключения были вами установлены при подборе группы наблюдения? Оценивались ли другие факторы, кроме курения, которые могли у работников влиять на изменения про-и антиоксидантного статуса?

Здравствуйте! Уважаемая Алена Алексеевна, благодарим за интерес к нашему исследованию! Одним из основных критериев исключения обследуемых при подборе группы наблюдения было присутствие у них в анамнезе хронических соматических заболеваний и неврологических расстройств, связанных с окислительным стрессом. Оценку изменения про-и антиоксидантного статуса в зависимости от образа жизни не проводили, однако водители проходили анкетирование, ключевые вопросы которого касались режима питания, соблюдение какой-либо диеты, курения, употребления алкогольных напитков и фармакотерапии.

Добрый день, уважаемые авторы статьи. Благодарю за представленный материал.
Подскажите, пожалуйста, какие методы профилактики целесообразно порекомендовать объектам вашего исследования в целях снижения развития негативных последствий воздействия ТЧ со стороны здоровья?

Здравствуйте! Уважаемая Юлия Вячеславовна, благодарим за интерес, проявленный к нашей работе! Относительно недавно иностранными коллегами, Lim S. et al. (2021), была предложена стратегия снижения воздействия твёрдых частиц на здоровье профессиональных водителей. Они обнаружили, что температура окружающей среды, скорость ветра, географическое местоположение, время суток, тип транспортного средства, расположение окон в салоне, частота пробок и городская инфраструктура существенно влияют на выраженность воздействия ТЧ на водителей. Самый простой способ для немедленного снижения воздействия этого вредного фактора, который был рекомендован непосредственно для водителей - управлять автомобилем с закрытыми окнами. Однако для того чтобы это возможно было сделать, работодателям необходимо оснастить транспортные средства соответствующим оборудованием, к примеру, салонными фильтрами (лучше HEPA) и своевременной их заменой, как рекомендует Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (The California Air Resources Board), деятельность которого направлена на снижение загрязнения воздуха. Также данная организация советует: по возможности использовать электрический, гибридный (бензиново-электрический) или другой автомобиль с низким уровнем выбросов; в условиях интенсивного движения закрывать окна и включать режим рециркуляции воздуха; поддерживать транспортные средства в надлежащем состоянии.

Добрый день, уважаемые авторы статьи. Согласно представленному Вами материалу, активация генерации пероксидов крови происходит под воздействием загрязняющих веществ, связанных с дорожным движением. Какие еще процессы по вашему мнению, могут вызывать подобные изменения в организме у малостажированных работников?

Здравствуйте! Уважаемая Ирина Владимировна, благодарим Вас за интерес к нашему исследованию! Отвечая на Ваш вопрос, во-первых, кроме химических факторов влияния транспорта физические агенты также способны усиливать свободнорадикальные процессы в организме человека, что продемонстрировано в работах по воздействию: шума - Guthrie O., 2017; Waqas M. et al., 2018; и неионизирующего электромагнитного излучения - Kocaman A. et al., 2018. Во-вторых, с возрастом происходит естественная физиологическая интенсификация процессов пероксидации. В-третьих, образ жизни также может внести свой вклад, например, наличие вредных привычек, характер пищевых пристрастий и др. В-четвёртых, возможны индивидуальные генетические особенности организма человека (полиморфизмы в генах ферментов антиоксидантной системы защиты), которые влияют на характер ответа на воздействия.
Хочу отметить, что в нашем исследовании, водители проходили анкетирование, ключевые вопросы которого касались режима питания, соблюдение какой-либо диеты, курения, употребления алкогольных напитков и фармакотерапии.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.