— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Цифровая среда современной школы: состояние, тренды развития, проблемы и риски здоровью обучающихся

Вы здесь

Авторы статьи, не зарегистрировавшиеся: 
В.Р. Кучма
Аннотация: 

Для оценки состояния системы общего образования по показателям, характеризующим развитие цифровой образовательной среды (ЦОС) в российских школах за период 2017–2021 гг., проанализированы данные ежегодных статистических отчетов Министерства просвещения РФ и результаты мониторинговых исследований в рамках проекта «Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций».

Данные федерального статистического наблюдения позволяют судить о развитии ЦОС в российских школах за пятилетний период, увеличении уровня реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, степени оснащенности школ компьютерным, мультимедийным и презентационным оборудованием, обеспеченности высокоскоростным Интернетом. Результаты мониторинговых исследований позволяют оценить оснащенность российских школ цифровым оборудованием, отношение участников образовательного процесса к процессу цифровой трансформации школы, цифровые навыки учеников и педагогов.

Цифровая среда российской школы характеризуется обеспеченностью персональными компьютерами, ноутбуками и планшетами, используемыми в учебных целях (в расчете на 100 обучающихся она составляет в стране 15,30; 8,68 и 2,00 единиц соответственно), доступностью более трети из них для использования обучающимися в свободное от основных занятий время. Высокоскоростным Интернетом (100 Мбит/сек. и выше) обеспечены не более 22,0 % школ России. Количество специально оборудованных кабинетов основ информатики и вычислительной техники в расчете на 100 общеобразовательных организаций составляет не более 82,0 единиц соответственно. Более трети учебных кабинетов оборудованы стационарными интерактивными досками и 60 % – мультимедийными проекторами. Обучаются по образовательным программам с применением электронного обучения 20,47 % школьников, дистанционных образовательных технологий − 17,00 %. Более 90 % старшеклассников приносят в школу личные цифровые устройства (смартфоны, планшеты), более половины из них используют смартфоны в школе для учебных целей. Современный уровень цифровизации общего образования свидетельствует о рисках здоровью обучающихся со стороны ведущих функциональных систем их организма и необходимости строгого соблюдения комплекса профилактических мероприятий.

Ключевые слова: 
гигиена, школьники, цифровая образовательная среда, цифровая трансформация общего образования, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, риски здоровью
Комментарии - 6

Уважаемые коллеги!
Проблема "зацифрованности" детей стоит сегодня весьма остро. Сегодня все чаще мы слышим про важность "цифрового детокса". Возможно ли применить такие практики в условиях современной школы - особенно учитывая, что образования интегрирует значительную онлайн-составляющую?

Добрый день, Надежда Владимировна! Благодарю за ваш комментарий. К сожалению, такой подход предусматривает лишь периодический отказ от цифровых устройств и Интернета. На наш взгляд, более актуально - систематическое соблюдение комплекса мер, которые включают не только выполнение гигиенических регламентов при использовании цифровых устройств в образовательной деятельности детей (в школе, доп. образовании, внеурочной деятельности), но и рационально составленный режим дня с максимальным переключением внимания ребенка с гаджетов и социальных сетей на различные виды двигательной активности, кружковую деятельность и т.д., что будет способствовать сохранению здоровья детей.

Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарен за доклад, который освещает актуальную тему не только для городских, но и сельских учащихся. Хотелось бы услышать ваше мнение о роли гигиенического воспитания в плане рационализации ЦОС (литературные источники о положительном влиянии гигиенического обучения в школах на пользование электронными средствами имеются) в школе. Спасибо!

Добрый день, Евгений Валериевич! Благодарю Вас за интерес к нашим материалам. Вы правы, важным условием профилактики нарушений здоровья обучающихся и безопасного использования современных цифровых образовательных технологий, в том числе в условиях дистанционного обучения, является повышение информированности всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) по вопросам гигиены и охраны здоровья обучающихся в условиях цифровой школы. В данном случае, основная задача гигиенического воспитания - сформировать у детей стойкие навыки безопасного использования ЭСО.

Добрый день! Благодарю за интересный и содержательный доклад на актуальную тему. В докладе приведена информация о том, что 90% старшеклассников приносят в школу личные гаджеты.... Известно, что самая уязвимая ступень общего образования - это начальная школа, где закладываются основы развития креативного мышления, способность к осуществлению свободного и осознанного выбора, самостоятельного и ответственного решения, умения организовывать свою учебную работу. Имеются ли данные об использовании гаджетов в школе младшеклассниками, их влиянии на здоровье учащихся начальной школы? Благодарю за ответ.

Добрый день, Дарья Сергеевна! Мы благодарим Вас за интерес к нашему докладу. Большая часть гигиенических исследований по данному вопросу действительно касается средней и старшей школы. Относительно младших школьников может быть для Вас будут полезны следующие публикации (включая пристатейный список литературы): Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Тармаева И.Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования. Гигиена и санитария. 2016; Т 9; 12: 1183-1188; Тарутта Е.П., Проскурина О.В., Тарасова Н.А., Маркосян Г.А. Анализ факторов риска развития близорукости в дошкольном и раннем школьном возрасте. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 26–31; Кучма В.Р., Янушанец О.И., Петрова Н.А. Научно-методические основы гигиенической оценки и экспертизы цифровых образовательных контентов. Гигиена и санитария. 2021;100(10):1035-1042.; Кучма В.Р., Поленова М.А., Степанова М.И. Информатизация образования: медико-социальные проблемы, технологии обеспечения гигиенической безопасности обучающихся. Гигиена и санитария. 2021;100(9): 903-909.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.