Медико-социальная эффективность новаторской системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в сельских образовательных организациях
Вы здесь
Объектом исследования послужили система формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и заболеваемость подростков за период с 2015 по 2021 годы. Цель исследования – изучить влияние системы формирования здорового образа жизни учащихся в условиях образовательных организаций сельской местности на состояние здоровья подростков. Объектами наблюдения являлись системы формирования здорового образа жизни в образовательных организациях, расположенных в двух соседних районах. Единицей наблюдения ‒ учащиеся школ. В работе использованы традиционные статистические, социально-гигиенические и эпидемиологические методы оценки эффективности формирования здорового образа жизни, изучения здоровья.
Модель новаторской системы образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования включала гигиеническое воспитание педагогического персонала, родителей, формирование у учащихся навыков здорового образа жизни с вовлечением в систему медицинских работников, представителей общественности. Внедрение в 2008–2009 учебном году в образовательный процесс учащихся экспериментальных школ новаторской системы непрерывного образования по формированию ЗОЖ, успешное ее поддержание в дальнейшем способствовали тому, что доля подростков с навыками здорового поведения в экспериментальных школах превышает долю таких подростков, обучающихся в школах контрольного района. Уровень сформированности культуры здорового образа жизни у подростков экспериментальных школ по многим составляющим образа жизни также выше, чем в контрольных – соответственно 78–86 баллов и 54–70 баллов.
Через несколько лет после внедрения новаторской системы формирования ЗОЖ в районе по сравнению с 2015 годом отмечается достоверное снижение уровня первичной заболеваемости по обращаемости подростков в 2021 г. на 21,16 %, общей заболеваемости – на 19,9 % (р < 0,05).
Комментарии - 14
Евгений Валериевич, скажите, пожалуйста, не делали ли вы прогнозов о том, когда должны проявиться изменения в области ожирения, или заболеваний нервной системы при использовании данной программы?
Заранее спасибо
Уважаемый Кирилл Сергеевич! К сожалению, по нашему прогнозу, положительные сдвиги по ожирению в ближайшие два года не предвидится. Несколько лучше прогноз по заболеваниям нервной системы, но эти сдвиги незначительные. Спасибо за вопрос.
Добрый день, Евгений Валерьевич! Спасибо за доклад!
Подскажите, планируется ли введение новаторской системы образования для детей младших классов? И как это будет влиять на их заболеваемость?
Добрый день Ксения Олеговна! Вы задали очень сложный вопрос. Мы пока не разработали алгоритм внедрения в полном объеме системы непрерывного формирования ЗОЖ в начальных классах. С начальными классами очень непросто, поскольку вся эта работа требует особого психолого-педагогического подхода. Сейчас в контакте со школьными психологами и учителями начальных классов мы пытаемся подготовить отдельные учебные пособия для учащихся с 1 по 4 класс (хотя, как Вы знаете, такие пособия уже разработаны другими авторскими коллективами). Наши пособия для учащихся начальных классов должны согласовываться с материалами учебных пособий, изданных для среднего и старшего звена. С уважением, Е.В. Васильев
Евгений Валериевич, спасибо. Скажите, пожалуйста, где сложнее внедрить новаторскую систему формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в сельской или городской среде? Какие существуют сложности в ее реализации?
Добрый день Евгений Владимирович! Внедрение системы непрерывного формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в муниципалитетах не зависит от местности - городской или сельский муниципалитет. Основное условие внедрения - готовность руководства муниципалитета возглавить эту работу на своей территории. Поэтому, где руководители муниципалитетов (городских и районных администраций) поддерживали новаторскую систему, там и происходило внедрение. На сегодня данная система внедрена в нескольких районах области, а также в большинстве школ города Пенза. Спасибо за вопрос.
Уважаемый Евгений Владимирович. Благодарим за очень интересное и актуальное сообщение. Проблема отношения к своему здоровью как к составляющей культуры человека как никогда значима в условиях снижения трудовых ресурсов страны. Абсолютно согласна, что здоровье формирование должно закладываться с детского возраста.Если я правильно поняла, то в программу включаются "ребенок-родители"? Сравнивали вы эффективность вашей программы для детей с активной поддержкой родителей и с "инертностью родителей"?
Наблюдались ли изменения в ЗОЖ в семье подростков?
Небольшой комментарий по прогнозу снижения веса у подростков. Мы проводили подобную работу со взрослыми. Первые незначительные положительные результаты получили только к 3-му году работы.
Добрый день, многоуважаемая Елена Михайловна! Благодарим Вас проявленный интерес и оценку нашей работы. Вы задали очень интересный вопрос в отношении работы с родителями учащихся. В настоящее время мы как раз заканчиваем стат. обработку данных, полученных в ходе социологического опроса родителей и учащихся, где также содержатся сведения об активности родителей в поддержке своих детей в стремлении к приверженности ЗОЖ. В ближайшие месяцы мы постараемся результаты опубликовать в рецензируемом журнале. По поводу снижения массы тела у обучающихся можно пока утвердительно сказать лишь о том, что положительные результаты появятся лишь через многие годы. Еще раз, спасибо.
Спасибо, интересное и актуальное сообщение.Внедрение системы непрерывного формирования культуры здорового и безопасного образа жизни длительная многовекторная работа.
Уважаемый Владимир Алексеевич! Спасибо за интерес к нашей работе. Мы целиком согласны с вашим мнением о том, что внедрение системы непрерывного формирования культуры здорового и безопасного образа жизни длительная и многовекторная работа. Результаты нашей работы как раз это подтверждают. Еще раз спасибо. Успехов Вам в работе конференции.
Подскажите, планируется ли введение новаторской системы образования для детей дошкольного возраста? Мне кажется, что чем раньше начать формировать культуру здорового образа жизни, тем больше шансов, что будет более здоровоепоколение
Уважаемая Юлия Александровна! Благодарим за интерес к нашей работе. По поводу вашего вопроса: мы солидарны с вашим мнением. Но внедрять какую либо систему образования, в том числе и новаторской по формированию культуры ЗОЖ в дошкольных образовательных организациях является очень непростой задачей. Это связано не только отсутствием сегодня таких программ, но прежде всего, со сложностями на психологическом уровне. Мы имеем ввиду как готовность детей 4-6 летнего возраста к восприятию любой системы образования, направленной на формирование у них культуры ЗОЖ, так и осознание персоналом (воспитателей, психологов, медработников этих организаций) необходимости такой работы и степень их подготовленности к ней (сначала необходимо обучить на курсах повышения квалификации). После решения рассматриваемых вопросов, очевидно, можно будет начать внедрять различные (авторские, стандартизированные) системы формирования культуры ЗОЖ и в дошкольных образовательных организациях. Спасибо за вопрос.
Добрый день! Спасибо большое за интересный доклад! Роль семьи также имеет весомое значение в формировании у детей культуры здорового образа жизни, поэтому немаловажным фактором является вовлеченность родителей в процесс.
Уважаемая Ольга Викторовна! Спасибо за отклик. Новаторская система включает совместную работу школы, семьи и медработников и других ведомств. В нашем докладе мы не смогли затронуть все аспекты внедренной в школах системы. Спасибо за проявленный интерес к теме.