— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Закономерности развития у обучающихся болезней костно-мышечной системы, ассоциированных с особенностями современного образовательного процесса и факторами среды обитания

Вы здесь

Аннотация: 

Медико-социальная значимость болезней костно-мышечной системы определяется их высокой распространенностью, а также высокой чувствительностью костной ткани к неблагоприятным воздействиям медико-биологических и социально-гигиенических факторов среды обитания в период, совпадающий со школьным обучением. Обследовано 339 обучающихся средней общеобразовательной школы (СОШ) и Гимназии, расположенных на территориях с различным уровнем санитарно-гигиенического состояния атмосферного воздуха. Оценка соответствия режима образовательной деятельности требованиям санитарного законодательства проводилась на основании результатов анализа расписания уроков и звонков; среднесуточные продуктовые наборы оценивались по данным «Дневников питания школьника за 1 неделю»; отдельных факторов образа жизни – по данным авторской анкеты. У школьников концентрация в крови марганца на 8,0–9,0 %, свинца в 1,9–2,2 раза была выше показателей групп сравнения и до 1,7 раза – фонового уровня. Среднегрупповое содержание ионизированного кальция в крови обучающихся в СОШ было ниже на 9,0–14,0 %, а кортизола в 1,3–1,5 раза выше показателей гимназистов (р=0,0001–0,01). Снижение минеральной плотности костной ткани регистрировалось у школьников в 1,6 раза чаще (р=0,04). В процессе школьного онтогенеза в условиях устойчивой экспозиции свинца и марганца, несоответствия режима образовательной деятельности требованиям санитарного законодательства, несбалансированности структуры питания, недостаточной физической активности школьников, вероятность развития болезней костно-мышечной системы увеличивается в 4,6–15 раз, сколиоза – в 8–11 раз. Основными причинно-следственными закономерностями развития у обучающихся хронической патологии костно-мышечной системы, ассоциированной с особенностями современного образовательного процесса и факторами среды обитания, являются изменение клеточного метаболизма (кальций ионизированный), активация стресс-реализующей системы (кортизол), снижение костной массы (Z-score).

Комментарии - 24

Здравствуйте! Спасибо за предоставленный материал. Возникли следующие вопросы:
1. Проводилось ли исследование рабочих мест учащихся? Школьная мебель ведь также является одним из факторов, вызывающих патологии костно-мышечной системы.
2. Принималось ли во внимание, что ребенок мог проживать не рядом с школой или гимназией, которую посещает, приезжать в образовательную организацию из другого района?

Добрый вечер, Елена Юрьевна. Исследование рабочих мест учащихся не проводилось в ходе данного исследования, поскольку о негативном влиянии на костно-мышечную систему (КМС) несоответствия размеров школьной мебели росту учащихся в научной литературе очень много публикаций, и этот фактор регламентирован и регулируем. Задачей данного исследования было установление причинно-следственных закономерностей развития патологии КМС, ассоциированной с особенностями современного образовательного процесса и факторами среды обитания. Возможность проживания и обучения в различных зонах риска, обусловленного химическим загрязнением атмосферного воздуха, учитывалась, но принимая во внимание тот факт, что учащиеся проводят в условиях образовательных учреждений от трети до половины суток, а также отдаленность районов расположения образовательных организаций и данные анкеты, содержащей блок вопросов, касающихся расстояния места проживания ребенка от объектов инфраструктуры, неблагоприятных для среды обитания, сочли допустимым установление зависимости содержания марганца и свинца в крови детей от индивидуальной поступившей дозы из воздуха учебных помещений.

Уважаемая Светлана Леонидовна, спасибо.
Объясните, пожалуйста, чем обусловлена достоверность различий содержания марганца и свинца в воздухе образовательных учреждений СОШ и гимназии? Не является ли основной причиной нарушения осанки эргономический фактор и нарушение питания детей в семьях в дошкольном возрасте?

Уважаемая Елена Михайловна,прошу прощения за опечатку в 5 слайде презентации: не представлена таблица содержания химических соединений в атмосферном воздухе территорий расположения образовательных организаций. Внесены изменения в слайд: в атмосферном воздухе территории СОШ, которая расположена в городе с размещением производства строительных металлоизделий, концентрация свинца превышала в 3,1 раза, марганца – в 4,7 раза показатель в атмосферном воздухе территории Гимназии, а также референтный уровень в 3,7 раза. Несомненно эргономический фактор и нарушение питания детей в семьях в дошкольном возрасте вносят значимый вклад в формирование патологии КМС, что подтверждено многочисленными исследованиями, но у нас были другие задачи.

Спасибо, Светлана Леонидовна.

Добрый день! Уважаемые коллеги, спасибо за такую интересную и содержательную работу! Будете ли Вы в дальнейшем продолжать исследование данной проблемы для установления динамики возникновения и развития болезней костно-мышечной системы у обучающихся? Ведь с каждым годом в образовательных учреждениях вводятся новые программы обучения, требующие более интенсивных умственных нагрузок с длительным прибыванием в "вынужденной рабочей позе".

Уважаемая Анастасия Максимовна, благодарим за проявленный интерес к результатам наших исследований. Работа будет продолжаться для выполнения поставленной цели научного обоснования основных направлений совершенствования гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий по профилактике у детей заболеваний, ассоциированных с особенностями воздействия современного образовательного процесса, факторов окружающей среды, питания и образа жизни.

Спасибо за доклад. Тоже не совсем поняла: чем обусловлена достоверность различий содержания марганца и свинца в воздухе образовательных учреждений СОШ и гимназии?

Уважаемые коллеги, прошу прощения за допущенную опечатку в 5 слайде презентации: в таблице содержания химических соединений в атмосферном воздухе территорий расположения образовательных организаций ошибочно были занесены показатели из таблицы по воздуху в учебных помещениях. После внесения изменений в слайд видно, что в атмосферном воздухе территории СОШ, которая расположена в городе с размещением производства строительных металлоизделий, концентрация свинца превышала в 3,1 раза, марганца – в 4,7 раза показатель в атмосферном воздухе территории Гимназии, а также референтный уровень в 3,7 раза (р<0,05).

Здравствуйте! Спасибо за предоставленный материал. Возникли вопрос: почему сравнительная оценка питания проводилась только за 1 неделю (если примерное меню рассчитывается как минимум на 10 дней) и на соответствие СанПин 2.4.5.2409-08 (если данный НД отменен с 1января 2021 г.)?

Уважаемая Марина Николаевна, добрый день. Изучался продуктовый набор, сформированный у обучающихся в домашних условиях и в образовательной организации, с использованием анкетного метода. Данные собраны только за 5 будних и 2 выходных дня, что, на наш взгляд, достаточно для получения представления о структуре суточного набора пищевых продуктов и не перегружает респондентов. СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» являлись действующими на момент проведения исследования сотрудниками ФБУН «ФНЦ медико­-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» в 2020 году.

Добрый день, Светлана Леонидовна, спасибо за доклад! Возник вопрос проводилась оценка физической активности(нагрузки) у детей указанных возрастных групп (классов) только лишь с учётом уроков физической культуры и посещение исследуемых учеников спортивных секций ? Ведь так же для детей начальных классов проводятся физкульт минуты ( динамические паузы) даже в течении уроков и на переменах, эти данные не брались в расчёт ?

Уважаемая Анна Анатольевна, благодарю за интерес к нашей работе. При оценке соответствия режима образовательной деятельности в начальной школе МАОУ требованиям санитарного законодательства была проанализирована также организация физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, контроля осанки. По данным критериям группы были сопоставимы.

Уважаемая Светлана Леонидовна, спасибо за интересную и содержательную работу. Однако среди неблагоприятных факторов скелетно-мышечных нарушений необходимо выделить длительное поддержание статичного положения тела и неудобные с физиологической и биомеханической точек зрения нерациональные рабочие позы учащихся, приводящие в сочетании с гиподинамией и монотонностью нагрузки к перенапряжению отдельных органов и систем организма. Основными причинами этого могут выступать неудовлетворительная организация и неэргономичные характеристики и рабочих мест при которых размеры и планировка помещений, оборудования и мебели не соответствуют установленным к ним санитарно-гигиеническим требованиям. Изучались ли Вами (или планируется изучение ) эргономические характеристики условий обучения и возможность их влияния на нарушения КМС учащихся?

Уважаемая Тамара Анатольевна, доброе утро. Изучение эргономических характеристик условий обучения и их влияния на состояние КМС учащихся не являлось задачей данного исследования, хотя, к сожалению, дефекты оснащения и использования школьной мебели встречаются довольно часто.

Добрый день, уважаемая Светлана Леонидовна. Спасибо за содержательное исследование. Как врач ФГУЗ ЦГиЭ, я очень часто бываю в образовательных организациях, и проблема эргономических характеристик возникает довольно часто. В связи с этим, у меня вопрос: какая, по вашему мнению, хотя бы ориентировочно, доля влияния на опорно-двигательный аппарат обучающихся эргономических составляющих?. Заранее благодарен.

Уважаемый Евгений Валериевич, добрый день. Эргономические составляющие являются одним из важных факторов риска развития патологии опорно-двигательного аппарата наряду с несбалансированностью питания, гиподинамией, качеством среды обитания, хроническими заболеваниями и др. Исходя из полученных результатов на данном этапе исследования, в разные возрастные периоды вклад факторов риска в формирование той или иной патологии меняется. Работа по оценке долевого вклада факторов риска и комплексного воздействия современного образовательного процесса и факторов среды обитания будет продолжена.

Уважаемая Светлана Леонидовна! Проводилась ли оценка связи болезней КМС с величиной нагрузки образовательного процесса (в баллах или часах)?
Чем, по Вашему мнению, можно объяснить высокую долю приобретенных деформаций конечностей в первых классах?
Спасибо.

Уважаемая Дарья Николаевна, благодарим за интерес к докладу. Оценка связи болезней КМС с величиной нагрузки образовательного процесса в баллах и часах проводилась, но, вероятно, из-за недостаточности числа индивидуальных показателей и допущения превышения норматива общего объема нагрузки в обеих образовательных организациях, зависимости не были получены. Мы вернемся к этому вопросу при обобщении данных исследования множества общеобразовательных организаций с различной направленностью программ обучения. Естественные своды формируются при правильном развитии примерно к 6-7 годам. Высокая доля приобретенных деформаций конечностей уже у выпускников первых классов может быть обусловлена особенностями образа жизни современных детей (снижением двигательной активности, ранним контактом дошкольников с электронными устройствами), неправильно подобранной обувью, повышенной нагрузкой на ноги из-за избыточного веса и др.

Таблица продуктового набора не понятна. Можно подумать - дети не доедают.

Уважаемый Владимир Алексеевич, допускаем искажение результатов исследования продуктового набора из-за отсутствия обратной связи респондентов при заполнении анкеты, но в целом, возможно оценить степень приверженности обучающихся здоровому питанию. Полученная структура питания совпадает с данными российских исследователей и характеризуется снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов и увеличением потребления макаронных, колбасных и кондитерских изделий.

Уважаемая Светлана Леонидовна, спасибо за предоставленный материал. Планируйте ли вы проведение подобных исследований среди учреждений с другими особыми образовательными программами, например кадетов, учеников спортивных классов?

Уважаемая Лариса Викторовна, с целью научного обоснования основных направлений совершенствования гигиенических и лечебно-диагностических мероприятий по профилактике у детей заболеваний, ассоциированных с особенностями воздействия современного образовательного процесса, факторов окружающей среды, питания и образа жизни, исследования выполнены в общеобразовательных организациях, осуществляющих воспитательно-образовательную деятельность по основной общеобразовательной программе, с углубленным изучением отдельных предметов, с широкой информатизацией учебно-воспитательного процесса, реализующих дополнительные образовательные программы, имеющие военно-прикладную и художественно-эстетическую направленность.

Благодарю за содержательный ответ

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.