— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Влияние учебного процесса различных образовательных учреждений на компонентный состав тела участников

Вы здесь

Аннотация: 

В работе изучено влияние интенсивности и напряженности учебного процесса различных общеобразовательных учреждений на результаты психологического тестирования учащихся.

Актуальность задачи вызвана значительным ростом учебных нагрузок и, как следствие, ухудшением психологического состояния школьников.

Изучение основных показателей организации учебного процесса позволило установить взаимосвязь между ними и психологическими реакциями детей.

Проведенное исследование дает основания утверждать, что при существующих подходах к организации образовательного процесса у учащихся образовательных организаций могут формироваться негативные изменения психологического состояния.

Ключевые слова: 
детское население, показатели учебного процесса, образовательные учреждения, психологическое тестирование, когнитивные функции, оперативная память
Комментарии - 30

Добрый день, Дарья Александровна!
Спасибо за интересные данные по исследованиям компонентного состава тела и нейропсихологическому тестированию школьников. Скажите, пожалуйста, какие особенности компонентного состава тела характерны для детей, обучающихся в разных типах образовательных учреждений?

Ольга Анатольевна, здравствуйте! Благодарю Вас за проявленный интерес.

Обобщая полученные результаты БИА в целом можно сказать, что для учащихся общеобразовательных школ характерен средний вес в начале обучения и его повышение к III уровню образования. На последнем уровне их отличает снижение обменных процессов и недостаточное формирование скелетно-мышечной массы.

Для учащихся физико-математической школы характерны высокие показатели ИМТ и доли ЖМ в начале обучения и снижение этих показателей к старшим классам. К III уровню образования у них повышаются значения ФУ, АКМ, СММ, иллюстрирующие повышение физической активности и, соответственно, обменных процессов.

Для кадетов характерна лучшая физическая подготовка и двигательная активность на всех уровнях образования; кроме этого, у них наблюдается повышение физической и метаболической активности к III уровню, что демонстрирует увеличение в 2,7 раза высоких значений показателя ФУ.

Учащихся гимназии отличает хорошая физической подготовка, тренированность и двигательная активность на протяжении всех уровней образования, следствием чего являются интенсивные обменные процессы и выраженное формирование скелетно-мышечной массы.

Добрый день, Дарья Александровна! Спасибо за интересный материал. Проводились ли в Вашем исследование разделение детей по половому признаку? Спасибо.

Юлия Леонидовна, здравствуйте. Благодарю Вас за вопрос.

Разумеется, исследования компонентного состава тела учащихся проводилось с разделением по половому признаку, так как физиологические возрастные нормативы у мальчиков и девочек отличаются.

Дарья Александровна, добрый день. Спасибо большое за доклад. Учитывалось ли в вашем исследовании: дополнительная деятельность учащихся вне общешкольного образовательного процесса (посещение кружков, секций и пр.), а также в какую смену учится ребенок?

Алена Алексеевна, доброго дня! Благодарю Вас за интерес к представленному материалу.

Данный материал является фрагментом комплексного исследования факторов, влияющих на учащихся различных образовательных учреждений; в том числе, вне учебную деятельность ребенка (кружки, секции, занятия с репетиторами, использование "гаджетов" ...), его питание, социально-экономические условия его семьи, химическую нагрузку внутри- и вне школы, контаминацию крови загрязняющими веществами и т.д.

В какую смену учится ребенок учитывалось с точки зрения его питания (завтрак или обед), так как завтраки и обеды имеют разный макро- и микронутриентный состав.

Уважаемая Дарья Александровна. Спасибо за представленные материалы.
В чем установлена/не установлена разница компонентного состава при различных типах и темпах нагрузки? Учитывали ли Вы, что уровень здоровья при поступлении в кадетские учебные заведения, в специализированные гимназии и в СОШ может значительно отличаться, а значит компонентный состав может быть исходно различный?

Доброго дня, Елена Михайловна! Благодарю Вас за интерес к докладу.

В ходе исследования разница, действительно, выявлена. Ровно так же определены и некоторые различия в физическом развитии детей при поступлении в исследуемые учебные заведения.

Например, для учащихся общеобразовательных школ характерен средний вес в начале обучения и его повышение к III уровню образования; в старших классах мы отмечали у них снижение обменных процессов и недостаточное формирование скелетно-мышечной массы.

Для учащихся физико-математической школы характерны высокие показатели ИМТ и доли ЖМ в начале обучения и, наоборот, снижение этих показателей к старшим классам. В старших классах у них повышались значения ФУ, АКМ, СММ, что иллюстрирует повышение их физической активности и, соответственно, обменных процессов.

Для кадетов характерна лучшая физическая подготовка и двигательная активность на всех уровнях образования; кроме этого, у них наблюдалось повышение физической и метаболической активности к старшим классам.

Учащихся гимназии отличает хорошая физической подготовка, тренированность и двигательная активность на протяжении всех уровней образования, следствием чего являются интенсивные обменные процессы и выраженное формирование скелетно-мышечной массы.

Благодарю, Дарья Александровна.

Здравствуйте! Спасибо за предоставленные материалы. Возникли вопросы к исследованию: "КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ":
Проводился ли в исследовании учет пола детей?

Приветствую Вас, Елена Юрьевна! Благодарю за проявленный интерес.
В докладе представлены обобщенные результаты.
Исследования проводились, разумеется, с учетом пола ребенка, так как для мальчиков и девочек поло-возрастные нормативы разные.

Спасибо. Очень познавательно. Проводились ли исследования с учетом климатических особенностей региона? Мне кажется, что подходы к организации образовательного процесса у учащихся образовательных организаций на севере и юге страны должны не много отличаться. И результаты результаты психологического тестирования учащихся будут различные.

Здравствуйте, Юлия Александровна.
Комплексные исследования, которые мы проводили предварял анализ состояния здоровья детей на всей территории РФ. Это позволило выявить определенные закономерности влияния различных комплексов показателей с учетом их региональной дифференциации (экономические, санитарно-эпидемиологические факторы, особенности учебно-воспитательного процесса, характер питания...). Путем расчетов было выведено среднеранговое значение модифицирующих комплексов. В данных регионах оно составило 1,8. Пермский край является типичным представителем со среднеранговым значением 1,8, что позволило в дальнейшем провести детальные исследования на примере его образовательных учреждений.

Уважаемая Дарья Александровна! Если можно, конкретизируйте, как влияет учебный процесс различных образовательных учреждений на компонентный состав тела участников.

Уважаемый Алексей Дмитриевич, приветствую Вас!

Разные факторы учебного процесса влияют по-разному на компонентный состав тела ребенка. С 7 по 11 слайд презентации даны примеры такого влияния. Например, сокращение продолжительности перемен, предметной учебной нагрузки и снижение эмоциональных нагрузок провоцируют увеличение жировой массы тела, в то время, как увеличение интеллектуальных нагрузок повышают вероятность снижения количества жировой массы.

Вместе с тем, каждый фактор действует в комплексе с иными факторами образовательного процесса и этот "набор" в разных образовательных учреждениях различен, в связи с чем итогом работы будет являться свод комплекса показателей, не оказывающих отрицательного воздействия на организм ребенка, в том числе, на его компонентный состав тела.

Уважаемая Дарья Александровна, большое спасибо за интересный доклад! По Вашему мнению, влияет ли успеваемость ребенка на компонентный состав его тела?

Уважаемая Ольга Юрьевна, благодарю Вас за высокую оценку.
Мне видится, что компонентный состав тела ребенка, как следствие внутренних (физиологических, психологических и т.д.) и внешних (учебный, вне учебный процессы, питание, социально-экономические условия проживания и т.д.) процессов влияет на успеваемость ребенка ))

Здравствуйте! Какие методы разработки стандартизованной методики оценки показателей напряженности
учебного процесса для средней и старшей школы для вас кажутся наиболее эффективными? И какие процессы нарушаются в младшей школе? Тоже было бы интересно рассмотреть и увидеть) Спасибо за доклад!

Здравствуйте Залина Мусаевна!
Мне видится, что показатели напряженности учебного процесса, разработанные для младшей школы, есть необходимость разработать для основной и старшей школы (интеллектуальные, эмоциональные нагрузки, монотонность, напряженность учебного труда и т.д.). В этом случае, опираясь уже на нормативы (стандарты) будет проще оценивать напряженность учебной деятельности учащихся этих уровней образования.
В настоящее время мы оцениваем организацию учебного процесса, основываясь на нормах СанПиН (длительность перемен, уроков, количество уроков в день, неделю)

Уважаемая Дарья Михайловна! Спасибо за познавательный материал. Согласна с коллегами, что климатические особенности региона так же влияют на особенности организма к воздействию нагрузок. Как выборочно проводим тестирование родителей и детей по питанию в рамках программы "Демография", так и реально возможно было бы провести данные исследования. Предлагаем рассмотреть данное предложение.

Уважаемая Марина Ильинична! Благодарю Вас за высокую оценку.
Полностью согласна с Вами, что климатические условия - важный фактор в формировании организма ребенка.

В связи с этим, которые нами был проведен анализ состояния здоровья детей на всей территории РФ. В результате были выявлены закономерности влияния различных комплексов показателей через призму региональных особенностей (экономических, санитарно-эпидемиологических, учебно-воспитательных, питания...). Затем, мы вывели среднеранговое значение модифицирующих комплексов. В данных регионах оно составило 1,8. Пермский край является типичным представителем со среднеранговым значением 1,8, что позволило в дальнейшем провести детальные исследования на примере его образовательных учреждений.

Мне видится, что учитывая максимальный перечень риск индуцирующих факторов, общих для всех территорий РФ, возможно оптимизировать образовательный процесс с точки зрения его безопасности для учащихся.

Детали климатических, национальных и др. особенностей, безусловно важны. Их есть смысл детально изучать и включать в подзаконные акты органов, организующих образовательный процесс в регионах.

Благодарю Вас за предложение.

Простите, Дарья Александровна... С уважением - М.И. Сорокина

Уважаемая Дарья Александровна! Действительно, проблема избыточного психологического воздействия современного учебного процесса на неокрепший организм учащихся сегодня очень актуальна. Приходится только сожалеть, что специалисты Роспотребнадзора, осуществляющие надзорные мероприятия за образовательными организациями не имеют ни алгоритма, ни стандартизованных методик для оценки на месте учебных нагрузок на психологическое состояние школьников. Надеемся, что благодаря исследованиям, подобно вашим, в перспективе появится возможность оценки на месте степень воздействия учебной нагрузки на состояние психического здоровья обучающихся. Спасибо за доклад.

Уважаемый Евгений Валериевич! Благодарю Вас за высокую оценку! Будем работать!

Спасибо за проделанную работу и интереснейший доклад! Уважаемая Дарья Александровна! К возникновению каких новых и обострению существующих заболеваниям могут привести выявленные изменения параметров компонентного состава тела учащихся?

Доброго дня, Дарья Геннадьевна!
Рассматривая компонентный состав тела, как следствие внутренних процессов организма ребенка и внешнего воздействия комплекса факторов, в том числе провоцирующих эти процессы, есть вероятность возникновения у ребенка патологии.
В связи с этим, мы проводили исследования, в том числе, в формате математического моделирования, о влиянии тех ли иных факторов на возникновение заболеваемости у детей.
Так, например, повышает вероятность развития заболеваний нервной системы регулярное превышение калорийности школьного питания, а так же недополучение магния, витамина В1 и присутствие в крови свинца, формальдегида и фенола, а так же факторы учебного процесса, такие, как увеличение числа уроков в день и монотонности учебных и эмоциональных нагрузок.

Уважаемая Дарья Александровна! Из результатов оценки организации учебного процесса следует, что в гимназии (с повышенной сложностью содержания образовательного процесса) сложность учебной нагрузки (по баллам) в начальной и средней школе ниже, чем в СОШ. Значит ли это, что сложность содержания обусловлена только продолжительностью нагрузки (в часах)?
Как можно объяснить, что в физ-мат школе интеллектуальная нагрузка не является приоритетной, в гимназии - сенсорная нагрузка не ключевая?
Планируется ли использование результатов исследования для прогнозирования изменения показателей ФР и КСТ от разных характеристик образовательной нагрузки?
Спасибо.

Уважаемая Дарья Александровна, спасибо за информативный доклад! Возникли следующие вопросы: 1) в работе о психологическом тестировании дети разделены на определенные уровни по образованию, но в материалах и методах не указано, что это за уровни и как они определяются. 2) в Вашей работе продемонстрировано ухудшение показателей НПТ с увеличением учебной нагрузки. Значит ли это, что для всех детей уровень нагрузки не должен превышать нормативы и относится ли это к детям, обучающимся в школах с усложненными программами по отдельным предметам (математические, языковые и т.д.)

Благодарю, Александр Евгеньевич за проявленный интерес!
1) Уровни образования - общепринятое определение в системе образования:
I уровень - 1-4 классы (начальная школа)
II уровень - 5-9 (основная школа)
III уровень - 10-11 (средняя школа)
2) Да, так, Александр Евгеньевич. Школьное образование в РФ должно быть организовано в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и гигиеническими нормативами, отраженными в соответствующих федеральных нормативно-правовых актах.
К сожалению, многие программы инновационных учебных заведений, эффективные в достижении показателей учебы, не проходили соответствующей экспертизы, в том числе, на безопасность

Уважаемая Дарья Николаевна!
К показателям сложности содержания в большей мере относится учебная предметная нагрузка в баллах.Продолжительность нагрузки - к показателям организации учебной деятельности, который в комплексе с показателями напряженности характеризует качество организации учебного процесса и его соответствие нормативам.
Могу предположить, что результативность в физико-математической школе достигается путем приоритетности таких показателей, как монотонность (1 место среди факторов) и интеллектуальные нагрузки (2 место), а в гимназии - показателя интеллектуальных нагрузок... Хотя целью настоящей работы не являлась оценка организации учебной деятельности при достижении показателей качества обучения и соответствия статусу школы )).
В результате работы планируется выявить те показатели образовательного процесса, питания, химических веществ-контаминантов крови, которые не оказывают негативного воздействия на организм ребенка.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.