— лёгкий способ обсуждать сложные вещи

Особенности показателей регуляторных систем у школьников, обучающихся в условиях воздействия физических факторов неионизирующей природы

Вы здесь

Авторы статьи, не зарегистрировавшиеся: 
М.В. Зюлева
Аннотация: 

В статье представлены данные о гигиенической оценке физических факторов неионизирующей природы двух общеобразовательных учреждений г. Перми (Гимназия – группа наблюдения, Школа – группа сравнения), имеющих различные условия образовательной среды и проведен анализ иммунного и нейроэндокринного статуса детей, обучающихся в этих условиях. Исследования показали отсутствие превышений уровней измеренных физических факторов (освещенность, шум, электромагнитное излучение) от нормативных значений, за исключением аэроионного состава воздуха. Анализ регуляторных систем детей установил наличие различных возрастозависимых сочетаний изменений экспрессии ряда CD-рецепторов лимфоцитов, фагоцитарной активности и показателей гуморального иммунитета, дисбаланс маркеров цитокиновой регуляции, изменений гормонального фона в группах наблюдения. Проведенный анализ моделей логистической регрессии позволяет сделать вывод о взаимосвязи особенностей статуса регуляторных систем и воздействия физических факторов неионизирующей природы.

Ключевые слова: 
физические факторы; иммунная система; нейроэндокринная система; школьники
Комментарии - 11

Добрый день, Дмитрий Владимирович!
Чем на Ваш взгляд, можно объяснить столь высокое значение R2 в вероятность ответа в представленных моделях, при отсутствии превышение предельно допустимых уровней ни по одному из изученных параметров за исключением аэроионного состава воздуха?

Добрый день, Ирина Евгеньевна.
Мы трактуем значение R2 (коэффициент детерминации) как "связь" между изученными физическими факторами и представленными показателями ("ответами") со стороны иммунной и нейроэндокринной системами. Таким образом, при высоком значении коэффициента детерминации мы делаем вывод о наличии "сильной" зависимости. При этом, имеет значение вариабельность показателей как физических факторов, так и биологических (иммунных и нейроэндокринных) параметров. ПДУ и его превышение в этом случае имеет второстепенное значение. Более того, может быть рассчитан недействующий уровень физического фактора для конкретной системы, и, таким образом, поставлен вопрос об изменении ПДУ.
Благодарим за интерес проявленный к нашему исследованию, надеюсь я ответил на Ваш вопрос.

Спасибо за интересную, актуальную в современных условиях информацию.

Уважаемый Дмитрий Владимирович. При гигиенической оценке исследованных показателей не установлено отклонений от санитарно-гигиенических норм ни по одному из физических факторов, кроме аэроионного состава воздуха. С чем по Вашему мнению связаны выявленные нарушения иммунного и нейроэндокринного статусов у детей, каков патогенез обнаруженных изменений со стороны регуляторных систем? Спасибо.

Благодарим за проявленный интерес к нашей работе. Действительно в нашем исследовании не были выявлены превышения предельно-допустимых уровней изучаемых факторов, за исключением аэроионного состава воздуха, который на наличие связей по определенным причинам не исследовался. Иммунная и нейроэндокринная системы детей, задействованных в нашем исследовании может подвергаться воздействию различных факторов среды обитания, помимо школьной среды на нее могут воздействовать и внешкольные факторы, такие как: повышенная нервная и психоэмоциональная нагрузка, связанная в том числе с использованием "гаджетов" во внеурочное время, инфекции и т.д. Вместе с тем, в ряде исследованных нами иммунных и нейроэндокринных лабораторных показателей установлены связи вероятностей повышения и понижения иммунных и нейроэндокринных показателей в ответ на воздействие физических факторов Патогенетические механизмы указанных изменений могут быть взаимосвязаны как с прямым воздействием, опопсредованным и др., в нашем исследовании мы уже имеем дело с ответной реакцией иммунной и нейроэндокринных систем детей.

Добрый день, уважаемый Дмитрий Владимирович! Для меня, как врача отдела физических факторов неионизирующего излучения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" тема вашего исследования представляет особый интерес. Поэтому, хотелось бы знать, Вы можете рассчитать недействующий уровень физического фактора для конкретной системы организма школьников? Во-вторых, в каких либо исследованиях поднимался вопрос об изменении ПДУ?. Заранее благодарю за подробный ответ.

Добрый день, уважаемый Дмитрий Владимирович! Для меня, как врача отдела физических факторов неионизирующего излучения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" тема вашего исследования представляет особый интерес. Поэтому, хотелось бы знать, Вы можете рассчитать недействующий уровень физического фактора для конкретной системы организма школьников? Во-вторых, в каких либо исследованиях поднимался вопрос об изменении ПДУ?. Заранее благодарю за подробный ответ.

Доброго времени суток, уважаемый Евгений Васильевич. Благодарим за проявленный интерес к нашей работе. Действительно в настоящее время перед нами в диссертационном исследовании стоит такая задача исследования (расчета) недействующего уровня для иммунной и нейроэндокринной систем организма человека (ребенка). Считаем, что рассчитать его можно и его расчет может послужить отправной точкой для расчета предельно-допустимого уровня физического фактора для организма в целом. В наших опубликованных исследованиях по данной тематике вопрос об изменении ПДУ не поднимался.

Уважаемые авторы! Уточните критерии выбора образовательных организаций для включения в исследование. Оценивалась ли вами экспозиция внешкольной нагрузки физического фактора? Каково обоснование включения нормативов из СанПиН 2016 для рабочих зон?
Спасибо.

Уважаемая Дарья Николаевна. Спасибо за интересный вопрос. По первому подвопросу отвечаем следующее. Образовательные учреждения выбирались таким образом, чтобы были различия в «нагруженности» физических факторов школьной среды. Основнные различия связаны с бОльшей наргуженностью гимназии по ПК и ИКТ по сравнению с школой. По второму подвопросу отвечаем. Нами учитывалось воздействие изучаемых физических факторов школьной среды только в учебное время. Экспозиция внешкольной нагрузки нами не были взяты в расчет по определенным соображениям, а именно: данные экспозиции «вне стен школы» сложно измерить и хронометрировать по этико-деонтологическим соображениям. Однако нами было проведено анкетирование касаемо времени работы (досуга) с использованием электронных устройств. В настоящее время проводится анализ полученных данных. По третьему подвопросу отвечаем. Во-первых этап проведения натурных исследований проводился в период действия СанПиН 2.2.4.3359-16. Во-вторых в новом СанПиНе 1.2.3685-21 отсутствуют нормы по электромагнитному излучению для рабочих мест оборудованных ПК и ИКТ в связи с чем, действует т.н. аналогия закона.

Добрый день. Тема актуальная, значимая. Просьба продолжить работу. Хотелось бы увидеть расчеты недействующего уровня.

© 1995-2024 ФБУН ФНЦ МПТ УРЗН. Любое использование материалов допускается только с согласия правообладателя.