Разработка новой концепции оценки напряжённости труда у пилотов гражданской авиации
Вы здесь
Актуальность
На воздушных судах ведущим неблагоприятным фактором условий труда для членов летных экипажей в настоящее время становится напряженность труда.
Методы исследования
Проведены комплексные исследования условий труда пилотов ВС ГА, включающие анкетный онлайн опрос, анализ санитарно-гигиенических характеристик условий труда, результаты расследований авиационных происшествий, экспериментальные исследования функционального состояния НС и ССС в условиях моделирования полета на авиационных тренажерах, в целях определения значимости фактора напряженности трудового (НТ) процесса в летной деятельности пилотов.
Результаты
Анализ законодательной основы регламентации условий труда членов летных экипажей, показывает, что гигиенические нормативы производственных факторов ограничиваются тремя факторами – шум, микроклимат и световая среда.
Однако, характеристика условий труда членов летных экипажей самолетов и вертолетов включает практически все известные производственные факторы, а их уровни могут многократно превышать допустимые.
Между тем, комплекс производственных факторов способствуют развитию утомления пилотов. Отмена контроля не улучшает условия труда пилотов и не способствует повышению безопасности полетов.
В результате расследования причин и обстоятельств авиационных происшествий в гражданской авиации России за период с 2010 по 2021 гг. установлена роль утомления и стресса в их возникновении.
Не маловажными критериями для оценки напряженности труда является соблюдение режимов труда и отдыха летными экипажами. Анализ результатов расследования авиационных происшествий, показал, что в ряде случаев имеются нарушения норм полетного времени за сутки, месяц, год, а также по длительности предполетного отдыха и ежегодного отпуска.
Выводы
Концепция оценки напряжённости труда основана на связи уровней воздействия факторов трудового процесса с вероятностью возникновения авиационных происшествий, как наиболее неблагоприятного исхода вредных условий труда.
На возникновение авиационных происшествий могут влиять различные режимы труда, которые могут быть настолько разнообразными и отличаться от смены к смене, что необходимо постоянно контролировать накопленный уровень нагрузки. Таким образом, для адекватной оценки напряжённости труда нужно утвердить новые показатели и числовые критерии к ним.
Комментарии - 9
Уважаемый Евгений Владимирович, представленные материалы по оценке напряженности труда летного состава интересны и актуальны. На Ваш взгляд, предложенная методика может быть модифицирована для предполетной оценки состояния пилота?
Уважаемая Елена Михайловна. Предложенная концепция содержит научное обоснование для внесения изменений в оценку состояния пилота перед полетом (предполетные осмотры). Нами проводятся исследования по совершенствованию системы управления рисками, связанными с утомлением. По результатам работы будет предложено несколько документов для Роспотребнадзора, Минтранса, Минтруда, в т.ч. медико-профилактическая технология "РАСЧЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ТРУДА И ОЦЕНКА РИСКА УТОМЛЕНИЯ У ПИЛОТОВ ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ"
Спасибо, Евгений Владимирович. Желаю успехов. Очень нужны новые документы.
Уважаемый Евгений Владимирович! Может ли быть использован айтрекинг для оценки сенсорной нагрузки в других профессиях, какова максимальная длительность регистрации данных с помощью этого метода?
Уточните критерии (качественные/количественные), позволяющие определить зону риска АП.
Какие критерии включения и исключения использованы при формировании выборки?
Спасибо.
Уважаемая Дарья Николаевна. Айтрекинг может быть применен в любой профессии с целью оценки сенсорных и информационных нагрузок. Мы считаем, что его необходимо вводить в реестр средств измерений для получения объективных данных в рамках оценки показателей напряженности труда. Длительность регистрации данных ограничивается только памятью прибора. Но в течение 8 часовой рабочей смены он может регистрировать данные. Для проведения оценки достаточно 2-3 серии измерений по 5-ти минутным интервалам. Критериями для оценки риска АП были: общее количество взлетов/посадок, количество АП, время совершения АП, тип АП - авария или катастрофа. Критерии включения: взяты АП с тяжелыми ВС более 5700 кг (пассажирские перевозки), информация о которых была зарегистрирована в МАК; завершенное расследование об АП и еще 38 показателей о режимах труда, метеоусловиях, отпуске, состоянии здоровья. Критерии исключения: незавершенное расследование об АП
Евгений Владимирович!
Возможно наличие 4 показателей, характеризующих напряженность труда согласно СанПиН 1.2.3685-21, является недостаточным и для других отраслей, например : химическая промышленности (работа на ЦПУ), железнодорожный транспорт(машинисты высокоскоростных локомотивов)?
Уважаемый Юрий Анатольевич! Конечно же 4-х показателей напряженности труда недостаточно для многих профессий, в т.ч. для работников химической промышленности (работа на ЦПУ), железнодорожного транспорта (машинисты высокоскоростных локомотивов). Мы сделали первый шаг по обоснованию необходимости вернуть ранее исключенные показатели НТ (эмоциональные, интеллектуальные нагрузки и режимы труда) в ГН на примере пилотов (все мы понимаем, что их труд очень напряженный). Основная проблема, которая явилась причиной исключения Минтрудом этих показателей была их субъективность.... Теперь мы им дали четкие количественные критерии. Кто-то сейчас может возразить что они субъективны?
Здравствуйте! Данные экспериментальные исследования функционального состояния НС и ССС в условиях моделирования полета на авиационных тренажерах вы брали у руководства, либо сами делали испытания?) очень интересно. Или же только анкетирование вы применяли, остальное с документации брали? Спасибо за информацию!
Уважаемая Залина Мусаевна. Все результаты, представленные в докладе (кроме СГХ и случаев расследования АП - это
все же были не систематизированные данные РПН и МАК) - наши собственные экспериментальные исследования. В этом и есть ценность материала и обоснованность предложений