Риск-ориентированный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) на современном этапе: проблемы и перспективы развития
Вы здесь
В презентации доклада обсуждены подходы, обеспечивающие реализацию положений федерального закона № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступившего в силу 1 июля 2021 г. Закон укрепил значимость риск-ориентированной модели контроля, оценку эффективности надзора по критериям минимизации вреда охраняемым ценностям и вектор на усиление цифровизации и электронного взаимодействия сторон.
С учетом уточнения законом объектов контроля предложен метод установления категорий риска причинения вреда здоровью для отдельных производственных объектов в сопряжении с установлением категории риска для вида деятельности хозяйствующего субъекта. Риск оценивается как сочетание вероятности нарушения обязательных требований и тяжести последствий этих нарушений. Метод позволяет оптимально планировать контрольно-надзорные мероприятия в отношении предприятий и организаций, реализующих деятельность на большом числе производственных площадок (сетевые компании, крупные холдинги и пр.). Описаны методические подходы к формированию статистического профиля риска объекта контроля. Построение профиля риска с использованием математических методов обработки данных (в том числе нейросетевого моделирования) позволяет повышать качество выявления рисков, максимально адресно формировать содержание контрольного мероприятия, оперативно реагировать на ранее не встречавшиеся типы нарушений.
Изложен принципиальный путь внедрения в систему санитарно-эпидемиологического надзора форм и методов дистанционного контроля. Показано, что основой эффективного дистанционного контроля является перевод в цифровые форматы документов, требуемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий, максимально полное использование данных государственных, муниципальных и иных информационных ресурсов, расширение практики дистанционного аппаратного контроля, а также разработка и научно-методическая поддержка интеллектуальной информационной системы контрольно-надзорной деятельности.
Комментарии - 25
Глубокоуважаемая Ирина Владиславовна! Спасибо за очень актуальный доклад!
Инга Геннадьевна! Спасибо за Ваш интерес. Нам очень нужна обратная связь с регионами. Важно чувствовать, что мы нужны и полезны. Ждем в том числе и новых постановок задач от Вас, хотим понимать, что наиболее важно, что наиболее актуально и востребовано...
Уважаемая Ирина Владиславовна! Спасибо! Очень актуальная информация применительно к практической деятельности!
Марина Яковлевна! Добрый день, Рада видеть Ваш комментарий. Звоните, пишите. Мы планировали с Вами написать и совместную статью по эффективности надзора... Мы готовы и не забыли своих обещаний!
Спасибо большое за информацию!
Елизавета Александровна! Спасибо за отклик. Нам важно понимать наиболее актуальные задачи службы на современном этапе. И если Вы будете эти задачи определять, ставить, наука, несомненно, будет пытаться решать именно их. В противном случае, мы видим проблемы только со своих позиций. Ждем от Вас - что наиболее важно и значимо для экспертов службы на сегодня. С глубоким уважением
Спасибо за доклад. У меня есть предложение проводить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию руководителей, а может быть и сотрудников с периодичностью, зависящей от категории риска (периодичностью контроля).
Елена Валерьевна! Ваше замечание совершенно корректно ложится в структуру и методологию "Стандарта зрелости управления эффективностью контрольно-надзорной деятельности". Т.е. если "высокорисковые" объекты надзора идут на добровольное гигиеническое обучение персонала - это залог профилактики правонарушений! Спасибо за глубокое понимание проблемы.
Уважаемая Ирина Владиславовна! Спасибо за доклад!
Спасибо за интересный доклад. Исходя из практики надзора по разделу гигиены питания, данный подход по большей части реализуется в ходе надзора за относительно стабильно функционирующими объектами пищевой промышленности и сетевыми объектами торговли и общественного питания. Значительная часть относительно небольших объектов продовольственной торговли и общественного питания в городах очень быстро меняют хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность, а зачастую и вид деятельности, что затрудняет формирование актуального реестра субъектов и объектов надзора.
Наталья Константиновна! ВЫ подняли очень актуальную и в то же время давно известную проблему. Аналогичную проблему успешно зом решает Таможенная служба -там тоже есть проблемы частой смены ЮЛ/ИП.
Думаю, что фиксация "информационного следа" собственника, адреса объекта, ОКВЭДа и т.п. сможет помочь выявлять такие субъекты. Есть определенные правовые проблемы, но надо просто открыто и системно задаться такой задачей. ТоОгда и правовики нам смогут помочь.
Благодарю за интересный доклад!
Коллеги! А ВЫ видите ближайшие перспективы развития дистанционного, в то числе аппаратного контроля?
Глубокоуважаемая Ирина Владиславовна! Спасибо за интересный доклад, практическую информацию!
Ирина Викторовна! Спасибо за поддержку! А если ВЫ сможете нам определить наиболее значимые и актуальные для Вас и службы в целом векторы движения, задачи, которые требуют научной поддержки - мы будем очень благодарны!
Спасибо за актуальный доклад.
Наталья Васильевна! Нам очень важна и обратная связь. Как Вам представляется - дистанционный контроль, аналитические обобщения - для Вас это актуально? Востребовано? Это сможет повысить результативность и эффективность контроля?
Добрый день! Скажите пожалуйста целесообразность внедрения и использования дистанционного аппаратного наблюдения в задачах Роспотребнадзора на данный момент времени (за период пандемии количество сотрудников Роспотребнадзора сократилось в разы). кроме того внедрение данного метода на некоторых объектах не позволит обеспечить объективную оценку и анализ соблюдения ЮЛ/ИП требований санитарно-эпидемиологических правил.
Марина Николаевна! НА наш взгляд, именно в условиях дефицита кадров дистанционный аппаратный контроль становится наиболее эффективным! Это как камеры на дорогах - ГАИшников нет, в водители снижают скорость под камерами! Системность и постоянство контроля (камера в парикмахерской дает возможность отследить уборку и дезинфекцию приборов до и после КАЖДОГО посетителя, например) - уже элемент объективности.
Шумомер с постоянным измерением, укрепленный возле ночного клуба - гарантия того, что в любой момент времени мы сможем доказать нарушения нормативов по шуму после 23-00...и т.п. Нам кажется, что двигаться в эту сторону возможно и нужно, нарабатывать практику, развивать нормативную и методическую базу... С глуюбоким уважением и надеждой на понимание.
Уважаемая Ирина Владиславовна! Использование дистанционного аппаратного наблюдения - замечательная идея! Основные проблемы, которые могут возникнуть при решении данного вопроса - использование только модернизированных и современных систем связи и передачи данных - данная работа крайне необходима! Определение количества и мест установки камер наблюдения, сроки сохранения данных на видеокартах, достаточная обеспеченность специалистами Роспотребнадзора для организации и проведения именно данной работы.
А идея все-таки замечательная!
Марина Ильинична, а Ставрополь не готов стать апробационной платформой? С кого-то надо начинать!
Ирина Владиславовна! Если будут соответствующие документы Роспотребнадзора (как по Демографии) - почему нет? Всегда рады внести малую толику в науку! С уважением, М.И. Сорокина
Марина Ильинична! Мы продумаем какой-то пилотный проект и выйдем на службу с предложением его реализовать "пробно" в нескольких регионах. будем иметь ВАс в виду!
Использование дистанционного аппаратного наблюдения это хорошо, а каким образом будут фиксироваться нарушения?
Владимир Алексеевич! Спасибо за интерес! Для фиксации нарушений необходима разработка системы решающих правил, применение современных систем распознавания образов и программное обеспечение, сохраняющее историю событий. ... Опыт наработан в самых разных областях...
Я выше привела пример про ночной шум... Аппаратным средством, установленном у зоне расположения ночного заведения, фиксируется уровень шума, диапазон длин волн, период превышения допустимого значения, направление источника шума. В чем проблема идентификации и фиксации нарушения?
Сложнее с видеофиксацией, но и здесь есть множество вариантов. Нужна только добрая воля службы, работа с хозяйствующими субъектами и наукой... С уважением